По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Две стихии: поэзия и музыка

Прошлое прорастает в будущее, пока история живет в нашей памяти. Коллективная, общественная память воплощает себя в культуре. Но культурно-историческая память остается некоей схоластической функцией информационно-аналитического поименования и пересчета минувших фактов и событий, нагрузкой для ума, пока искусство мощью чувственного художественного переживания не впечатает образ исторического опыта в душу народа…

Но странным, порой почти скандальным образом в последние годы из культурно-художественного обихода выпадает память о великих событиях и великих людях прошлого. Порой мы просто отделываемся популяризаторскими репликами на ТВ, выходом научных монографий да куцыми публикациями в печатных СМИ. А уж минет «дата», и на слуху почти не остается ярких творческих акций, концертных и сценических программ и спектаклей, посвященных этим датам и этим людям! Но искреннее, идущее из глубин души творческой личности обращение к таким темам и персонам — это ведь перекличка нас, потомков, с нашими великими предками и предшественниками. На осень позапрошлого, 2014, года пришелся юбилей со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Прошел год — и единственным в столице сценическим событием, посвященным 201-й годовщине великого поэта, стала литературно-музыкальная композиция «Выхожу один я на дорогу».

Она была представлена ценителям поэзии и музыки 14 октября, накануне дня рождения Лермонтова, в стенах Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, в концертном зале имени Н. Я. Мясковского. И тут есть моменты, о которых непременно надо сказать.

Автор композиции (она же читала лермонтовские стихи), дипломант Всероссийского Некрасовского дня поэзии, Ольга Шведова не случайно переплела лирику Лермонтова с музыкой Мясковского — он создал цикл «Двенадцать романсов на слова М. Лермонтова». А этот вокальный цикл очень редко исполняется в филармонических залах России. Полностью цикл звучал где-то в середине ХХ в. К тому же, сочинения Мясковского весьма редко звучат в зале его имени. Надо сказать, что и жанр литературно-музыкальной композиции ныне редкость в стенах консерватории. Так что и сама эта композиция, и ее исполнение в «зале Мясковского» — своего рода дань исторической и творческой справедливости…

Для Цитирования:
Две стихии: поэзия и музыка. Вопросы культурологии. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: