В статье идет речь о возможностях культурологической и аксиологической экспертизы содержания учебников и учебных программ общего образования в России. Речь идет о таких дисциплинах, как «Обществознание», «История», «Мировая художественная культура», «Краеведение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики». Показано, что аксиологические компоненты есть обязательная часть содержания этих дисциплин вне зависимости от того, ориентированы они сознательно на то, чтобы быть проводником какой-либо идеологии, или на то, чтобы отказаться от всяких идеологических установок. Культурология как наука о ценностных моделях, порождающих культуру как целостную систему артефактов, реализованных в конкретном времени и месте, позволяет выявить аксиологическое содержание любого из этих артефактов, включая учебники и программы. Именно в рамках общего образования это чрезвычайно актуальная задача, поскольку общее образование выполняет воспитательную функцию, определяя ценности подрастающего поколения и будущее нашей страны.