По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01 DOI:10.33920/nik-01-2006-05

Культурологическая и аксиологическая экспертиза содержания общего образования

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0506-2927, e-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

В статье идет речь о возможностях культурологической и аксиологической экспертизы содержания учебников и учебных программ общего образования в России. Речь идет о таких дисциплинах, как «Обществознание», «История», «Мировая художественная культура», «Краеведение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики». Показано, что аксиологические компоненты есть обязательная часть содержания этих дисциплин вне зависимости от того, ориентированы они сознательно на то, чтобы быть проводником какой-либо идеологии, или на то, чтобы отказаться от всяких идеологических установок. Культурология как наука о ценностных моделях, порождающих культуру как целостную систему артефактов, реализованных в конкретном времени и месте, позволяет выявить аксиологическое содержание любого из этих артефактов, включая учебники и программы. Именно в рамках общего образования это чрезвычайно актуальная задача, поскольку общее образование выполняет воспитательную функцию, определяя ценности подрастающего поколения и будущее нашей страны.

Литература:

1. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/projects/selection/741/35566/ (дата обращения: 01.02.2020).

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.02.2020).

Статья поступила 23.04.2020

Образование — это часть культуры. А культура — это вся совокупность искусственно созданного человеком мира. У культуры имеются отдельные сферы, такие как человеческая психика и человеческое тело, социальные институты и коммуникативные практики (игра, ритуал, языки общения), вещественный мир (костюмы, рационы питания, жилища, ландшафты, орудия труда), искусство, наука, религия, право и идеология. То, что я перечислил только что, не произвольная совокупность фактов, а результат точной морфологии культуры, полученный в ходе анализа основных критериев классификации технологий человеческой деятельности, осуществленного отечественными культурологами и зарубежными культурными и социальными антропологами. В этой системе образование занимает место в сфере производства человеческой психики и человеческого тела. Речь идет о взаимодействии искусственных технологий и естественно воспроизводимого материала природы. Но образование — не просто фактор культуры, его роль заключается в том, что благодаря образованию культура в принципе оказывается возможной. Образование сродни генетическому коду в мире жизни и законам сохранения материи и энергии в мире неживой природы. Благодаря образованию транслируется из поколения в поколение накопленный человечеством опыт. Образование есть коммуникативная практика, которая существует благодаря наличию у участников этой коммуникации психики как картины мира, в которой совокупность биологически значимых аспектов дополняется универсальными характеристиками, позволяющими не только решать биологические задачи, но и строить схемы взаимодействия, принципиально меняющие мир природы, в котором мы живем. Образование есть практика закрепления и трансляции не только видового, но прежде всего индивидуального опыта, позволяющая мультиплицировать культурное наследие в каждую следующую эпоху. Таким образом, образование — это такая часть культуры, которая оказывает ключевое воздействие на ее существование и смысл.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Культурологическая и аксиологическая экспертиза содержания общего образования. Вопросы культурологии. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: