Статья поступила 23.04.2020
Образование — это часть культуры. А культура — это вся совокупность искусственно созданного человеком мира. У культуры имеются отдельные сферы, такие как человеческая психика и человеческое тело, социальные институты и коммуникативные практики (игра, ритуал, языки общения), вещественный мир (костюмы, рационы питания, жилища, ландшафты, орудия труда), искусство, наука, религия, право и идеология. То, что я перечислил только что, не произвольная совокупность фактов, а результат точной морфологии культуры, полученный в ходе анализа основных критериев классификации технологий человеческой деятельности, осуществленного отечественными культурологами и зарубежными культурными и социальными антропологами. В этой системе образование занимает место в сфере производства человеческой психики и человеческого тела. Речь идет о взаимодействии искусственных технологий и естественно воспроизводимого материала природы. Но образование — не просто фактор культуры, его роль заключается в том, что благодаря образованию культура в принципе оказывается возможной. Образование сродни генетическому коду в мире жизни и законам сохранения материи и энергии в мире неживой природы. Благодаря образованию транслируется из поколения в поколение накопленный человечеством опыт. Образование есть коммуникативная практика, которая существует благодаря наличию у участников этой коммуникации психики как картины мира, в которой совокупность биологически значимых аспектов дополняется универсальными характеристиками, позволяющими не только решать биологические задачи, но и строить схемы взаимодействия, принципиально меняющие мир природы, в котором мы живем. Образование есть практика закрепления и трансляции не только видового, но прежде всего индивидуального опыта, позволяющая мультиплицировать культурное наследие в каждую следующую эпоху. Таким образом, образование — это такая часть культуры, которая оказывает ключевое воздействие на ее существование и смысл.