Статья поступила 23.01.2020
С начала XVIII в. Русская православная церковь переживала тяжелые времена. Петр I полностью подчинил Церковь государственной системе, сделав ее, по сути, светским министерством. Этот процесс проходит в условиях смены характера крепостного права в России. Отношение государственной власти к вопросу спасения душ людей было соответствующим ее отношению к Церкви. До конца XVII в. крестьяне являлись прикрепленными к земле, а помещики — служащими царя, выполняющими по отношению к своим крепостным фискальные функции. С начала же XVIII в. крепостные люди стали считаться частной собственностью помещиков, их вещами. Священство же обязывалось служить государственной власти даже в том случае, когда она принимала инфернальные черты. О циничном отношении помещиков к Церкви свидетельствует случай, описанный в житии святителя Иосафа. Этот белгородский епископ как-то встретил очень старого и дряхлого священника. Узнав о причине его удручающего состояния, Иосаф был в ужасе, так как много лет назад местный помещик заставил этого священника в один день служить дважды литургию на одном алтаре. Священник, несмотря на предупреждения ангела, совершил этот грех, за что и был проклят. Он пережил церковь, в которой была дважды совершена литургия. Эта церковь за ветхостью разрушилась. Иосаф Белгородский на месте, где она стояла, провел богослужение, и с этого священника проклятие было снято, после чего он спокойно скончался [1]. Данный случай показывает то, что помещики относились к Церкви так же, как к своим крепостным людям. Привычка пошлого и потребительского отношения к трудовым людям у помещиков сохранялась вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 г., которую сейчас лукаво называют «переворотом». Н.С. Лесков в книге «Соборяне» описывает случай, когда крестьяне под влиянием проповедей православных священников массово отказывались от употребления спиртных напитков. Святейший Синод первоначально поощрял священников, ревностно оберегавших народ от пьянства. Однако государственная власть, в частности руководство из Министерства финансов, раскритиковала такой подход священников: дескать, торговля винной продукцией приносит большой доход для казны. В результате Святейший Синод запретил священнослужителям организовывать общества трезвости. Писатель с горечью замечает: «Пей, бедный народ…» [3, с. 117–118].