По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141.412 DOI:10.33920/nik-01-2006-08

Богословские воззрения Феофана Затворника

Панищев Алексей Леонидович ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Россия, 299053, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, д. 33, ORCID: 0000-0003-4327-1225, e-mail: alexeipl1980@mail.ru

Данная статья посвящена богословским рассуждениям святителя Феофана Затворника (1815–1894). В работе прежде всего отмечается, что с начала XVIII в. Церковь была подчинена государственной власти, что сильно препятствовало развитию богословия в России и приводило ко многим противоречиям в самой церковной среде. Тем не менее и в таких трудных условиях в Церкви находились люди, способные подавать пример праведной жизни и интенсивной интеллектуальной работы. Среди таковых мы обратили внимание на Феофана Затворника. Он написал множество трудов, в которых отразил не только общие церковные принципы, но и собственное понимание ряда феноменов. Труды Феофана Затворника могут быть востребованы не только в религиоведческих и теологических дисциплинах, но также в психологии, социологии.

Литература:

1. Житие Святителя Иосафа, епископа Белгородского [Электронный ресурс]. — URL: https://pravoslavie.ru/1926.html (дата обращения: 20.01.2020).

2. Зайцев Е. Учение В. Лосского о теозисе / Е. Зайцев. — М.: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея, 2007. — 296 с.

3. Лесков Н.С. Соборяне. — М.: ДАРЪ, 2005. — С. 576.

4. Митрополит Вениамин Федченков. Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский. — М., 2000. — 410 с.

5. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: Правило веры, 1997. — 415 с.

6. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. — М.: Издание Афонского Русского Пантелеймоновского монастыря. — 687 с.

7. Панищев А.Л. Представления о метафизических границах бытия человека в  православном богословии // Вопросы культурологии. — 2011. — №  5.  — С. 43–48.

8. Феофан Затворник еп. Начертание христианского нравоучения. — 2-е изд. — М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1895. — С. 519 [Электронный ресурс]. — URL: https://www. xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravoucheniya.html (дата обращения: 20.01.2020).

9. Феофан Затворник. Начертания христианского вероучения. — Издание СвятоУспенского Псковско-Печерского монастыря, 1994. — Т. 1.

10. Франк С.Л. С нами Бог. — М.: АСТ, 2003. — 750 с.

Статья поступила 23.01.2020

С начала XVIII в. Русская православная церковь переживала тяжелые времена. Петр I полностью подчинил Церковь государственной системе, сделав ее, по сути, светским министерством. Этот процесс проходит в условиях смены характера крепостного права в России. Отношение государственной власти к вопросу спасения душ людей было соответствующим ее отношению к Церкви. До конца XVII в. крестьяне являлись прикрепленными к земле, а помещики — служащими царя, выполняющими по отношению к своим крепостным фискальные функции. С начала же XVIII в. крепостные люди стали считаться частной собственностью помещиков, их вещами. Священство же обязывалось служить государственной власти даже в том случае, когда она принимала инфернальные черты. О циничном отношении помещиков к Церкви свидетельствует случай, описанный в житии святителя Иосафа. Этот белгородский епископ как-то встретил очень старого и дряхлого священника. Узнав о причине его удручающего состояния, Иосаф был в ужасе, так как много лет назад местный помещик заставил этого священника в один день служить дважды литургию на одном алтаре. Священник, несмотря на предупреждения ангела, совершил этот грех, за что и был проклят. Он пережил церковь, в которой была дважды совершена литургия. Эта церковь за ветхостью разрушилась. Иосаф Белгородский на месте, где она стояла, провел богослужение, и с этого священника проклятие было снято, после чего он спокойно скончался [1]. Данный случай показывает то, что помещики относились к Церкви так же, как к своим крепостным людям. Привычка пошлого и потребительского отношения к трудовым людям у помещиков сохранялась вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 г., которую сейчас лукаво называют «переворотом». Н.С. Лесков в книге «Соборяне» описывает случай, когда крестьяне под влиянием проповедей православных священников массово отказывались от употребления спиртных напитков. Святейший Синод первоначально поощрял священников, ревностно оберегавших народ от пьянства. Однако государственная власть, в частности руководство из Министерства финансов, раскритиковала такой подход священников: дескать, торговля винной продукцией приносит большой доход для казны. В результате Святейший Синод запретил священнослужителям организовывать общества трезвости. Писатель с горечью замечает: «Пей, бедный народ…» [3, с. 117–118].

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Богословские воззрения Феофана Затворника. Вопросы культурологии. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: