По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791 DOI:10.33920/nik-01-2006-02

Театрализация как перевернутая коммуникация

Коптев Лев Николаевич независимый исследователь, Россия, 194017, Санкт-Петербург, ул. Гаврская, д. 6, кв. 23, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6727-2874, e-mail: alconost2004@mail.ru

Перевернутая коммуникация в театрализации есть внедряемая ложь в заманчивом облике, используемая для достижения власти над «толпой». Перевернутой коммуникацией занимаются люди, разрушающие духовные основания творчества.

Литература:

1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации [Электронный ресурс]. — URL: http://www. k2x2.info/psihologija/socialnye_kommunikacii/index.php (дата обращения: 10.01.2019).

2. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. — М.: Худож. лит-ра, 1965.

3. Бержье Ж., Повель Л. Утро магов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.6lib. ru/download/utro-magov-223117.fb2?key=5c4840ac5f31c (дата обращения: 10.01.2019).

4. Брюсов В.Я. Сочинения в 2-х т. — Т. 1. Стихотворения и поэмы / В.Я. Брюсов. — М.: Худож. лит., 1987.

5. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918−1922 гг. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1952.

6. Гюнтер Ханс. Тоталитарное искусство как синтез искусств // Соцреалистический канон [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4536 (дата обращения: 10.01.2019).

7. Дебор Ги-Эрнст. Общество спектакля / Э. Ги Дебор / Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. — М.: Логос, 1999.

8. Иоанн Кронштадтский. От смерти к жизни [Электронный ресурс]. — URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/propovedi/#0_9 (дата обращения: 10.01.2019).

9. Захаров А. Бомба для подсознания [Электронный ресурс]. — URL: http://zavtra.ru/ blogs/bomba_dlya_podsoznaniya (дата обращения: 10.01.2019).

10. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. — М.: Эксмо, 2003.

11. Кашкин В.Б. Авторитетность в рекламном дискурсе // Авторитетность и коммуникация (коллективная монография). Серия «Аспекты языка и коммуникации».  — Вып. 4. — Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2008.

12. Константин Райкин. Театр строгого режима [Электронный ресурс]. — URL: https:// ok.ru/video/298810870313 (дата обращения: 10.01.2019).

13. Коптев Л.Н. Зрелищность театрализации // Вопросы культурологии. — 2018. — № 1. — С. 30–38.

14. Калашников Ю.С. Система К.С. Станиславского в действии [Электронный ресурс]. — URL: http://shikardos.ru/text/stateya-yu-s-kalashnikova-sistema-k-s-stanislavskogo-v-dejstvi/ (дата обращения: 10.01.2019).

15. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. — Т. 1 / М.Ю. Лермонтов. — М.: ГИХЛ, 1957.

16. Лин фон Паль. Все тайны Третьего Рейха [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.litmir.me/br/?b=144160&p=63 (дата обращения: 10.01.2019).

17. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. — Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1984.

18. Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) / Ю.М. Лотман. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). — СПб.: Академический проект, 2002.

19. Лотман Ю.М. Семиотика сцены [Электронный ресурс]. — URL: https://studfi les. net/preview/3206253/ (дата обращения: 10.01.2019).

20. Первушин А.И. Оккультный Гитлер [Электронный ресурс]. — URL: https:// esoterics.wikireading.ru/98314, https://esoterics.wikireading.ru/98396 (дата обращения: 10.01.2019).

21. Пруссаков В.А. Оккультный мессия и его рейх / В.А. Пруссаков. — М.: Молодая гвардия; Шакур-2, 1992.

22. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. / А.С. Пушкин. — М., 1959–1962. — Т. 4. — М., 1960.

23. Секацкий А.К. Онтология лжи / А.К. Секацкий. — СПб.: Изд. СПбГУ, 2000 [Электронный ресурс]. — URL: https://spblib.ru/catalog/-/books/11233318-ontologiya-lzhi (дата обращения: 10.01.2019).

24. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — Т. 4 / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1956.

25. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — Т. 6 / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1959.

26. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — Т. 8 / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1961.

27. Тогоева О.И. Казнь в средневековом городе: зрелище и судебный ритуал / Город в средневековой цивилизации Западной Европы. — Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. — М.: Наука, 1999.

28. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. — М.: Наука, 1978.

29. Шпет Г.Г. Театр как искусство / Г.Г. Шпет // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. — М., 1988. — С. 32–52.

30. Юнг К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации / К.-Г. Юнг. — М.: Наука, 1996.

Статья поступила 15.04.2019

Театрализация охватывает сегодня широкий круг явлений, включая театр, театрализованные представления и праздники, театрализацию реальности, разнообразные розыгрыши, специально организованные события, в том числе и политические провокации, а также театрализацию производства и предоставления услуг. Как говорит Ги Дебор, «спектакль есть основное производство современного общества» [7, с. 15]. Среди многообразия подходов к театрализации мы выделяем те, которые замешаны на намеренно организованном несоответствии внешнего вида и содержания, на обмане к выгоде организаторов.

Коммуникация понимается нами линейно, как ее структурирует Г.Д. Лассуэлл: «КТО — сообщает ЧТО — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ?» [1]. Эта формула предполагает возможность искажения на каждом из этапов коммуникации. Искажение может касаться как отдельных знаков, так и смысла всего сообщения в целом. О знаках толкует семиотика — наука «об общении и передаче сообщений», как определяет Ю.М. Лотман [19]. Применительно к театру он говорит о «многослойности языковой структуры» с использованием разных кодов [18].

Под перевернутой коммуникацией мы понимаем тип общения, при котором отправитель маскирует истинные причины и смысл сообщения ввиду его возможной неприемлемости для получателя. В.Б. Кашкин, рассматривая авторитетностные аспекты коммуникации, использует выражение «перевернутая коммуникация», имея в виду «распределенную ответственность» за «коммуникативную мимикрию» с целью маскировки «крайнего» отправителя [11]. Это, так сказать, «горизонтальное переворачивание» по линии «отправитель — получатель».

«Вертикальный» принцип «переворачивания» использует О.М. Фрейденберг. Так устроено «показывание» — предшественник зрелища. «Переворот» происходит внутри «двучленной целостности»: свет сменяется тьмой, сущность — призраком [28, с. 282].

Принцип «переворачивания» используется и М.М. Бахтиным при анализе карнавального языка, для которого характерна своеобразная логика «обратности», непрестанных перемещений «верха и низа (“колесо”), лица и зада» [2, с. 6].

Для Цитирования:
Коптев Лев Николаевич, Театрализация как перевернутая коммуникация. Вопросы культурологии. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: