Статья поступила 18.06.2018
Начиная в нашем исследовании рассматривать уличный театр в контексте фестивалей, мы обязаны заглянуть в историческую колыбель европейской и мировой современной цивилизации. Речь пойдет, конечно же, о Древней Греции и о том необыкновенном культурном наследии, которое эта давно исчезнувшая цивилизация оставила всему человечеству, заложив основы всех видов театрализованных действий, которые мы можем и по сей день наблюдать в жизни современных мегаполисов.
Исследуя древнейшие фрески минойской цивилизации на стенах Кносского дворца, мы с восхищением узнаем о тех театрализованных игровых представлениях с участием священных быков, юношей и девушек, которые вполне можно назвать первыми фестивалями обрядовых акробатов: схватив быка за рога, надо было перепрыгнуть через него. При этом необыкновенная красота тел участников театрального действия, их ловкость и мужество, благородство породистого необыкновенно огромного животного не могут не вызывать по сей день благоговейного трепета у побывавших в музее Ираклиона.
А историческое наследие этого обряда мы можем найти на юге Франции — в районе Средиземноморья до сих пор проходит фестиваль с играми быков, хранящий отблески высокой тавромахии 4000-летней давности.
«Греческий фольклор новеллизировал миф, придавал обряду зрелищный характер, трансформировался в философию, науку, искусство. Он ложился основанием для нового смыслового содержания, которое подсказывал и которым управлял», — находим мы у выдающегося искусствоведа О.М. Фрейденберг [3, с. 9].
При этом не надо пояснять, что в Древней Греции с ее благодатным климатом все театрализованные действия происходили на улице в виде необыкновенных по красоте и размаху процессий (даже если обряд начинался в храме, как правило, он выплескивался на улицы городов-полисов, так как открытые, парящие святилища все же не вмещали всех желающих).
«Первобытное образное осмысление мира, мифологическая картина мировой жизни становятся структурным костяком античной литературы, театра, религии и философии в момент их возникновения как дифференцированных культурных образований», — пишет О.М. Фрейденберг [3, с. 81].