По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 792.01 DOI:10.33920/nik-01-2006-03

Фестивали и уличный театр как их составляющая часть в эстетической среде современной культуры Европы и России

Федоренко Татьяна Николаевна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Россия, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 2, e-mail: 007dega@gmail.com

Статья посвящена исследованию основных социокультурных форм современной фестивальной культуры Европы и России, вопросам сохранения историко-культурного наследия современных мегаполисов.

Литература:

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия / Г.Н. Бояджиев. — СПб.: Искусство, 1973. — 489 с.

2. Фрейденберг О.М. Введение в теорию античного фольклора: лекции / О.М. Фрейденберг. — М.: РАН, Восточная литература, 1998. — 300 с.

3. Фрейденберг О.М. Миф и театр / О.М. Фрейденберг. — М.: ГИТИС, 1988. — 134 с.

4. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси / А.С. Фаминцын. — СПб.: Типография Арнгольда, 1889. — 195 с.

5. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений / И. Горюнова. — М.: Композитор, 2009. — 208 с.

6. Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра / Д. Годер. — М.: Новое литературное обозрение совместно с театром «Золотая маска», 2012. — 240 с.

7. Хренов Н.А. Эстетика и теория искусства 20-го века. Хрестоматия / Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. — М.: Прогресс-традиция, 2007. — 689 с.

8. Элкинс Д. Исследуя визуальный мир / Д. Элкинс. — Вильнюс: ЕГУ, 2010. — 534 с.

9. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства / В.Ю. Силюнас. — СПб.: РАН; ГИИ МК РФ, 2000. — 525 с.

10. Энциклопедия — театр [Электронный ресурс]. — URL: www.zhurnal.ru/teatr/ enciclop.htm (дата обращения: 01.03.2018).

11. Кино — театр.ru [Электронный ресурс]. — URL: www.kino — teatr.Ru (дата обращения: 01.03.2018).

12. Festivals and the World [Электронный ресурс]. — URL: www.efa — aef (дата обращения 01.03.2018).

13. Фестивали всего мира [Электронный ресурс]. — URL: www.ehhuu.ru (дата обращения: 01.03.2018).

14. Фестивали и события в Европе [Электронный ресурс]. — URL: eurotourz.com (дата обращения: 01.03.2018).

15. Фестивали мира в календаре событий [Электронный ресурс]. — URL: www.calend. ru (дата обращения: 01.03.2018).

16. Самые интересные фестивали Европы [Электронный ресурс]. — URL: www.turism. ru (дата обращения: 01.03.2018).

17. LiveLib [Электронный ресурс]. — URL: www.livelib.ru (дата обращения: 01.03.2018).

18. Московский театр драмы и комедии [Электронный ресурс]. — URL: taganka. theatre.ru (дата обращения: 01.03.2018).

19. Театральная библиотека [Электронный ресурс]. — URL: www.theatre-library.ru (дата обращения: 01.03.2018).

20. Театр Сатиры [Электронный ресурс]. — URL: http://satire.ru (дата обращения: 01.03.2018).

21. Частный корреспондент. — www.chaskor.ru (дата обращения: 01.03.2018).

22. Все об Италии [Электронный ресурс]. — URL: www.italcult.ru (дата обращения: 01.03.2018).

23. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. — URL: www.krugosvet.ru (дата обращения: 01.03.2018).

Статья поступила 18.06.2018

Начиная в нашем исследовании рассматривать уличный театр в контексте фестивалей, мы обязаны заглянуть в историческую колыбель европейской и мировой современной цивилизации. Речь пойдет, конечно же, о Древней Греции и о том необыкновенном культурном наследии, которое эта давно исчезнувшая цивилизация оставила всему человечеству, заложив основы всех видов театрализованных действий, которые мы можем и по сей день наблюдать в жизни современных мегаполисов.

Исследуя древнейшие фрески минойской цивилизации на стенах Кносского дворца, мы с восхищением узнаем о тех театрализованных игровых представлениях с участием священных быков, юношей и девушек, которые вполне можно назвать первыми фестивалями обрядовых акробатов: схватив быка за рога, надо было перепрыгнуть через него. При этом необыкновенная красота тел участников театрального действия, их ловкость и мужество, благородство породистого необыкновенно огромного животного не могут не вызывать по сей день благоговейного трепета у побывавших в музее Ираклиона.

А историческое наследие этого обряда мы можем найти на юге Франции — в районе Средиземноморья до сих пор проходит фестиваль с играми быков, хранящий отблески высокой тавромахии 4000-летней давности.

«Греческий фольклор новеллизировал миф, придавал обряду зрелищный характер, трансформировался в философию, науку, искусство. Он ложился основанием для нового смыслового содержания, которое подсказывал и которым управлял», — находим мы у выдающегося искусствоведа О.М. Фрейденберг [3, с. 9].

При этом не надо пояснять, что в Древней Греции с ее благодатным климатом все театрализованные действия происходили на улице в виде необыкновенных по красоте и размаху процессий (даже если обряд начинался в храме, как правило, он выплескивался на улицы городов-полисов, так как открытые, парящие святилища все же не вмещали всех желающих).

«Первобытное образное осмысление мира, мифологическая картина мировой жизни становятся структурным костяком античной литературы, театра, религии и философии в момент их возникновения как дифференцированных культурных образований», — пишет О.М. Фрейденберг [3, с. 81].

Для Цитирования:
Федоренко Татьяна Николаевна, Фестивали и уличный театр как их составляющая часть в эстетической среде современной культуры Европы и России. Вопросы культурологии. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: