Статья поступила 03.02.2019
Декоративная роспись по дереву — вид традиционного прикладного искусства, который, по мнению ряда исследователей (В.С. Воронова, Л.А. Динцеса и др.), восходит своими корнями к традициям художественной резьбы по дереву, и ее появление стало результатом упрощения, облегчения технологического процесса создания орнамента (например, так произошло в городецкой росписи). Однако и до настоящего момента резьба и роспись остаются неразрывно связанными, формируя единое художественное впечатление от произведения, которое выточено (вырезано) из дерева и декорировано красками.
На формирование традиций росписи по дереву влияло и мастерство художников-иконописцев, что проявилось в наследовании общей живописной культуры цвета, заимствовании орнаментальных мотивов, использовании технологических приемов (олифы — в качестве защитного покрытия; серебра, покрытого олифой и прогретого в печи, — для имитации золота и т.п.).
В зависимости от характерных приемов выполнения росписи по дереву ее принято делить на два типа: графический (с тонкими контурами, наносимыми пером, и локальными заливками цвета) и кистевой (в полном смысле живописный, доминирующее значение имеет мазок). Практически в каждом селе, уезде существовали свои виды росписей, что нашло отражение в их характерных названиях: вологодская, костромская, вятская и др.
Но в некоторых регионах в силу определенных условий (наличия сырья, мест сбыта и др.) художественная роспись по дереву приобрела значение крупных традиционных художественных промыслов. Это села по берегам Северной Двины, Мезени, Печоры (Архангельская область), росписи которых — борецкая, пермогорская, уфтюжская, пижемская, ракульская, пучужская, тоемская — получили единое название «северодвинские». Другим крупным регионом, где развивались несколько видов росписей, стала Нижегородская область: хохломская, городецкая, полхов-майданская росписи.
В процессе знакомства с художественной росписью по дереву вы столкнетесь с вопросами: