По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032 DOI:10.33920/nik-01-2006-06

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, литера А, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9321-4515, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — 200 с.: ил.

2. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII– XX вв. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. — 181 с.: ил.

3. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Вишневская, Н.И. Каплан, С.М. Буданов. — М.: КОИЗ, 1956. — 257 с.

4. Вишневская В.М. Хохломская роспись по дереву / Под ред. Г.В. Жидкова. — М.: КОИЗ, 1959. — 32 с.

5. Емельянова Т.И. Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома. — М.: Интербук Бизнес, 2001. — 168 с.: ил.

6. Емельянова Т.И. Искусство хохломской росписи: Монография / Предисл. И.Я. Богуславской; Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. — Нижний Новгород: Музей ННГУ, 2008. — 140 с.: ил.

7. Жегалова С.К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1975. — 192 с.

8. Маврина Т.А. Городецкая живопись. — Л.: Аврора, 1970. — 139 с.

9. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. — Тверь: Культура и традиции, 2006. — 147 с.

Статья поступила 03.02.2019

Декоративная роспись по дереву — вид традиционного прикладного искусства, который, по мнению ряда исследователей (В.С. Воронова, Л.А. Динцеса и др.), восходит своими корнями к традициям художественной резьбы по дереву, и ее появление стало результатом упрощения, облегчения технологического процесса создания орнамента (например, так произошло в городецкой росписи). Однако и до настоящего момента резьба и роспись остаются неразрывно связанными, формируя единое художественное впечатление от произведения, которое выточено (вырезано) из дерева и декорировано красками.

На формирование традиций росписи по дереву влияло и мастерство художников-иконописцев, что проявилось в наследовании общей живописной культуры цвета, заимствовании орнаментальных мотивов, использовании технологических приемов (олифы — в качестве защитного покрытия; серебра, покрытого олифой и прогретого в печи, — для имитации золота и т.п.).

В зависимости от характерных приемов выполнения росписи по дереву ее принято делить на два типа: графический (с тонкими контурами, наносимыми пером, и локальными заливками цвета) и кистевой (в полном смысле живописный, доминирующее значение имеет мазок). Практически в каждом селе, уезде существовали свои виды росписей, что нашло отражение в их характерных названиях: вологодская, костромская, вятская и др.

Но в некоторых регионах в силу определенных условий (наличия сырья, мест сбыта и др.) художественная роспись по дереву приобрела значение крупных традиционных художественных промыслов. Это села по берегам Северной Двины, Мезени, Печоры (Архангельская область), росписи которых — борецкая, пермогорская, уфтюжская, пижемская, ракульская, пучужская, тоемская — получили единое название «северодвинские». Другим крупным регионом, где развивались несколько видов росписей, стала Нижегородская область: хохломская, городецкая, полхов-майданская росписи.

В процессе знакомства с художественной росписью по дереву вы столкнетесь с вопросами:

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: