Основательное исследование истории главной православной церкви — Константинопольской. Автор использует большое количество сведений о взаимоотношениях Константинопольского патриархата с христианскими общинами, светской властью, а также с другими епископами, в том числе римским. Сделан вывод об особой роли, которую сыграло патриаршество в процессе обмирщения церковной жизни и контроля над нею антихристианских сил.
Статья содержит проблемный анализ истории взаимоотношений ислама и российской светской имперской, а также советской и современной культуры. В ней представлена динамика конфессиональной политики Российского государства в отношении ислама в исторический период с XVIII по XXI вв. Особое внимание уделено проблеме интеграции исламского фактора в многоконфессиональную структуру страны. Рассмотрен вопрос участия государства в оформлении мирного и толерантного характера российского ислама, а также особое значение исламского фактора для столицы России.
Цель статьи — теоретически обосновать возможность, смысл создания компаративной исторической онтологии языка, включающей историю перформативности, а также пользу этой новой сферы исследований для лингвистики и других гуманитарных наук. Доказывается, что историзация сущности языка, образующая смысл указанной онтологии, может осуществляться только в глобальном культурно-историческом контексте. Ибо каждая культура творит свой собственный образ языка и по-своему устанавливает границы между ним и внеположной ему действительностью.
Данная статья касается темы потерь русского и японского флотов в Цусимском сражении. Автор считает, что данные о численности погибших моряков необходимо критически проанализировать и проверить, поскольку есть основания сомневаться в признанных потерях.
Методическая разработка мероприятия для детей старшего школьного возраста и студентов 1–2 курсов вузов, посвященного 100-летию со дня рождения Александра Аркадьевича Галича, барда, поэта, сценариста, драматурга.
В статье рассматривается традиция изображения русских усадеб в русской литературе XIX в. и ее актуализация в начале ХХ в. в связи с юбилейными торжествами, посвященными памяти И.А. Гончарова.
Статья «”Дачный топос” в творчестве Марины Цветаевой» рассматривает биографию и творчество М.И. Цветаевой в их соотношении с реальными дачными локусами. Усадьба и дача сыграли в жизни и творчестве поэтессы большую, во многом определяющую роль, представая в самых разных ипостасях: от locus amoenus (места гармонии и радостного приятия) Тарусы и Коктебеля до locus mortis (места гибели) Болшева. Исследование данной темы предполагает переход от конкретно-фактического накопления материала к теоретико-методологическому осмыслению способов вхождения биографического континуума в мир литературного произведения.
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, научно-образовательный центр «Культуроцентричность научно-образовательной деятельности», кафедра культурологии ЯГПУ 20–22 декабря 2018 г. проводят VII Российскую научно-практическую конференцию с международным участием «Творческая личность — 2018: жизнь в горизонте массовой культуры».
В Санкт-Петербурге с 14 сентября до 5 ноября в здании Главных императорских конюшен проходила выставка английского художника стрит-арта, выступающего под псевдонимом Бэнкси. Пожалуй, впервые в северной столице стрит-арт представлен не как уличное, а как респектабельное художественное течение, экспонирующееся в самом сердце мегаполиса.
В рецензии рассматривается новая работа Бориса Колымагина, посвященная Святой земле[footnote]1[/footnote]. Обращается внимание на специфику отражения сложной мозаики жизни Палестины в XIX – начале XX вв., а также рассказов о паломничестве в Иерусалим русских писателей — Гоголя, Вяземского, Муравьева. Их воспоминания переотражены Колымагиным с помощью собственного опыта и становятся не просто перечнем фактов, а экзистенциальным событием. По мнению автора рецензии, наиболее интересными являются главы, связанные с архивными изысканиями. В частности, раздел о Русской духовной миссии в Иерусалиме в советские годы, где приводится немало любопытных историй повседневности.