По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Подступы к построению культурно-исторической онтологии языка

Карабыков Антон Владимирович ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия, 295007, Республика Крым, Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4. E-mail: meavox@mail.ru

Цель статьи — теоретически обосновать возможность, смысл создания компаративной исторической онтологии языка, включающей историю перформативности, а также пользу этой новой сферы исследований для лингвистики и других гуманитарных наук. Доказывается, что историзация сущности языка, образующая смысл указанной онтологии, может осуществляться только в глобальном культурно-историческом контексте. Ибо каждая культура творит свой собственный образ языка и по-своему устанавливает границы между ним и внеположной ему действительностью.

Статья поступила 03.06.2018 г.

Литература:

1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. — М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2001. — 400 с.

2. Карабыков А.В. История языкознания в свете трансформации образа языка в культуре (подступы к ревизии основ) // Язык и культура. — 2014. — № 4. — С. 26–41.

3. Карабыков А.В. Культурно-коммуникативный механизм и формы осуществления перформативности в истории культуры: автореф. дисс. … д-ра филос. наук: 24.00.01. — Томск, 2014. — 48 с.

4. Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. I. — М.: Мысль, 1985. — 621 с.

5. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. I. — М.: Рипол Классик, 1997. — 832 с.

6. Остин Дж. Избранное. — М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 1999. — 332 с.

7. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. В 3 т. Т. I. — М.: Праксис, 2002. — 384 с.

Должно было пройти примерно столетие, чтобы знаменитый тезис Ф. Ницше: «Всё, что философ высказывает о человеке, есть, в сущности, не что иное, как свидетельство о человеке весьма ограниченного промежутка времени» был распространён едва ли не на все культурно значимые предметы [5, с. 242]. На мой взгляд, тенденция, самым заметным образом определявшую динамику гуманитарного знания в последние полвека, может быть определена как всеобщая историзация. Понятно, что разного рода предметы поддаются осмыслению в историко-генеалогической перспективе в весьма разной степени. В общем можно предположить, что мера «податливости» той или иной вещи к такой разработке пропорциональна степени объективности её существования в мире, бытийной отделённости от человека. Вместе с тем, эта степень не может превосходить границы, за которыми вещь выпадает из сферы культуры и, стало быть, человеческой истории, оставаясь сугубо природным предметом, лишённым культурно-исторического измерения. Если эти соображения верны, то, значит, Ницше указал на наиболее трудно историзируемый объект — самого человека. В этом есть парадокс, ведь, казалось бы, люди тысячелетиями вполне успешно писали свою историю — но именно историю своих деяний и произведений, а не, по выражению М. Фуко, «историческую онтологию нас самих» [7, с. 353].

Истории языка как системе научных дисциплин, входящих в лингвистику, присуща сходная странность. Она изучает становление отдельных языковых форм и грамматических категорий, исходя из презумпции, что само существо языка всегда неизменно. Но благодаря подъёму междисциплинарных исследований, осуществляемых в точках пересечения истории культуры, лингвистики и философии, достоверность этого утверждения становится всё более проблематичной. Одним из направлений таких исследований является история перформативности. Она занимает двойственное положение относительно истории языка, ибо, с одной стороны, является её частью в силу того, что перформативность — это одно из свойств языковой природы, заключающееся в способности речи быть эквивалентом невербального действия и воплощающееся в форме особых языковых единиц [6]. С другой стороны, коль скоро мы говорим об истории этого свойства, которое рассматривается в качестве культурно-исторического феномена, имеющего в разных культурах неодинаковые формы своего воплощения, история перформативности предполагает отрицание идеи неизменности языковой природы. На место данной презумпции она ставит вопрос о культурно-историческом измерении и динамике этой природы [3, с. 17–48]. Сформулированный иначе, он касается возможности создания исторической, культурно-обусловленной онтологии языка.

Для Цитирования:
Карабыков Антон Владимирович, Подступы к построению культурно-исторической онтологии языка. Вопросы культурологии. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: