Статья поступила 10.09.2018 г.
«Таруса... Коктебель да чешские деревни — вот места моей души. По ним соберете»
М. Цветаева
В последние годы в гуманитарной науке растет интерес к исследованиям отдельных конкретных аспектов действительности; к непривычным научным ракурсам, которые, оперируя известными фактами, по-новому раскрывают явление или личность.
В данной статье предпринята попытка осветить жизненный путь М. Цветаевой через ее «дачную биографию», рассмотреть биографию и творчество в их соотношении с реальными дачными локусами.
В «дачном тексте» наблюдается парадоксальность: если документальное свидетельство, как правило, фиксирует дачную идиллию, то традиция художественного описания дачной культуры иронична или скептична, иллюстрируя противопоставленность и даже враждебность дачной культуры к усадебной [14]. Однако это правило иногда требует корректировки. Так, в творчестве М. Цветаевой ранние дачные впечатления накладываются на детские, светлые воспоминания и сливаются в беспримесно радостный образ «доброго, старого, детского времени»: «О, дни, где утро было рай / И полдень рай и все закаты! / Где были шпагами лопаты / И замком царственным сарай...», «Почему не маленькие мы? / Почернела дождевая кадка, / Вензеля на рубчатой коре, / Заросла крокетная площадка, / Заросли тропинки на дворе...»; «Детство, верни нам, верни / Все разноцветные бусы, — / Маленькой, мирной Тарусы / Летние дни». Два образа-символа детства — мать и Таруса — сливаются воедино в стихотворении с характерным названием «Мама на даче», где светлое воспоминание дано через призму горького знания скорой потери этого рая (нимб-венок над головой, облако, оплакивающее судьбу). «Ясные дни — светлые вечера — детство... — неторопливо идущее время — как хорошо это было, каким маленьким земным раем это предстает мне теперь» [17, с. 47].
«Таруса. Маленький городок на холмах, поросших березами, на левом берегу Оки. Яблочные и ягодные сады. Собор на площади (там же бывает ярмарка) и красная с белым Воскресенская церковь — на крутом холме. Это на полпути к даче, где мы живем; на холме, пониже, часовенка, точь-в-точь как на картине ”Над вечным покоем”» [17, с. 43]. По утверждению А. Эфрон, дочери М. Цветаевой, «именно здесь она узнала Россию, сделавшую её навсегда русским поэтом» [23]. Расчет И.В. Цветаева был верен: ежегодное пребывание в одном месте было полезным для детской души: «Пусть дети, пока малы, проводят лето в одной и той же сельской обстановке, благо она здесь так прекрасна» [23]. Навсегда остались в памяти «клеенка стола, белые чашки с голубым ободком, кувшины сирени, жасмина, сливки, самовар, уют.