По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

«Дачный топос» в творчестве Марины Цветаевой

Акимова Мария Сергеевна ФГБУН «Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской Академии наук», Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, 25а. Е-mail: makanja@list.ru

Статья «”Дачный топос” в творчестве Марины Цветаевой» рассматривает биографию и творчество М.И. Цветаевой в их соотношении с реальными дачными локусами. Усадьба и дача сыграли в жизни и творчестве поэтессы большую, во многом определяющую роль, представая в самых разных ипостасях: от locus amoenus (места гармонии и радостного приятия) Тарусы и Коктебеля до locus mortis (места гибели) Болшева. Исследование данной темы предполагает переход от конкретно-фактического накопления материала к теоретико-методологическому осмыслению способов вхождения биографического континуума в мир литературного произведения.

Литература:

1. Александровский музей М. и А. Цветаевых. [Электронный ресурс]. — URL: http:// alexandrovru.ru/Museums/tscvetaevyh.htm (дата обращения 09.09.2018).

2. Ариадна Эфрон о Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. Сост., авт. вступ. ст. М.И. Белкина; под ред. Н.Н. Глущенковой; коммент. Л.М. Турчинского. 2-е изд. — Калининград: Калининградское кн. изд-во: Янтарный сказ, 2001. — 650 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/vospominaniya/efron-ariadna-mat/ ee-muzh-ego-semya.htm (дата обращения 09.09.2018).

3. Вестник Андреевской СОШ. — № 1. — 1998. [Электронный ресурс]. — URL: http://andreevkaschool.my1.ru/index/vestnik_shkolnogo_muzeja/0-76 (дата обращения 09.09.2018).

4. Горошевская И. Мне кажется, что я видела всех вчера // Альманах «Болшево». — № 2. — 1992. — М.: Писатель, 1992. — С. 266–272.

5. Дом-музей М. Волошина. [Электронный ресурс]. — URL: https://godliteratury.ru/ events/koktebel-otmetit-140-let-so-dnya-rozhdeni (дата обращения 09.09.2018).

6. Иловайские и Цветаевы / Сост., подгот. текста и коммент. Е.Ф. Жупиковой. — М.: Новый хронограф, 2015. — 246 с.

7. Клепинина-Львова С.Н. Письмо А.И. Цветаевой. 16 мая 1982 года. Волгоград // Альманах «Болшево». — № 2. — М.: Писатель, 1992. — С. 259–265.

8. Клепинина-Львова С.Н. «Тогда жили страшной жизнью» // Альманах «Болшево». — № 2. — М.: Писатель, 1992. — С. 252–259.

9. Корниенко С.Ю. Ложные воспоминания в автометадискурсе М. Цветаевой («Живое о живом») // Самоопределение в культуре модерна: Максимилиан Волошин — Марина Цветаева. - М.: Языки славянской культуры, 2015. — С. 101–283.

10. Кудрова И. Марина Цветаева: беззаконная комета. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 864 с.

11. Лосская В.К. Марина Цветаева в жизни. — М.: Культура и традиции, 1992. — 354 с.

12. Сеземан Д.В. Из воспоминаний. Болшевская дача // Марина Цветаева в воспоминаниях современников: мгновенный след / Подгот. Л.А. Мнухиным. — М.: Вагриус, 2006 (Ульяновск: Ульяновский Дом печати). — 494 с.

13. Спасский храм в Андреевке: история храма и его прихода. — М., 2017. — 264 с.

14. Стрельникова И. О дореволюционных дачах и дачниках. [Электронный ресурс]. — URL: http://drug-gorod.ru/opisanie-lektsii-dachi-i-dachniki/ (дата обращения 09.09.2018).

15. Фейнберг Л.Е. Три лета в гостях у Максимилиана Волошина. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.maxvoloshin.ru/?page=b4ef0300-7990-489c-9d70aa15d8cd3d89&item=4c2e3b5f-de38-4383-acb6-4cd2d8c140cf&type=page (дата обращения 09.09.2018).

16. Феодосийский музей М. и А. Цветаевых. [Электронный ресурс]. — URL: http:// tsvetayevs.org/publications/publications_17_3.htm (дата обращения 09.09.2018).

17. Цветаева А. Воспоминания. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной; Дом-музей Марины Цветаевой, 2014. — 717 с.

18. Цветаева М. Автобиографическая проза. Дневниковые записи. Воспоминания о современниках. Эссе. Письма. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 768 с.

19. Цветаева М. Собрание сочинений. В 7 т. Сост. и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. — М.: Эллис Лак, 1994.

20. Цветаева М.И. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. — URL: http:// tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/pisma/letter-50.htm (дата обращения 09.09.2018).

21. Цветаева М.И. Наследие. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tsvetayeva. com (Дата обращения 09.09.2018).

22. Цветаевская дача в Тарусе. [Электронный ресурс]. — URL: https://traductora. livejournal.com/655540.html (дата обращения 09.09.2018).

23. Цветаевы в Тарусе. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sch1262.ru/tarusa/ cvetaeva.html (дата обращения 09.09.2018).

24. Швейцер В. Марина Цветаева. Дом в Трехпрудном. [Электронный ресурс]. — URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/biografi ya/shvejcer-cvetaeva/dom-v-trehprudnom.htm (дата обращения 09.09.2018).

25. Эфрон Г.С. к Гуревичу С.Д. от 8 января 1943 г. из Ташкента. [Электронный ресурс]. — URL: http://tsvetayevs.org/publications/publications_17_3.htm (дата обращения 09.09.2018).

26. Дневники Г. Эфрона. Дневник № 7 8 июля 1940 года. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rulit.me/books/dnevniki-read-152373-34.html (дата обращения 09.09.2018).

Статья поступила 10.09.2018 г.

«Таруса... Коктебель да чешские деревни — вот места моей души. По ним соберете»

М. Цветаева

В последние годы в гуманитарной науке растет интерес к исследованиям отдельных конкретных аспектов действительности; к непривычным научным ракурсам, которые, оперируя известными фактами, по-новому раскрывают явление или личность.

В данной статье предпринята попытка осветить жизненный путь М. Цветаевой через ее «дачную биографию», рассмотреть биографию и творчество в их соотношении с реальными дачными локусами.

В «дачном тексте» наблюдается парадоксальность: если документальное свидетельство, как правило, фиксирует дачную идиллию, то традиция художественного описания дачной культуры иронична или скептична, иллюстрируя противопоставленность и даже враждебность дачной культуры к усадебной [14]. Однако это правило иногда требует корректировки. Так, в творчестве М. Цветаевой ранние дачные впечатления накладываются на детские, светлые воспоминания и сливаются в беспримесно радостный образ «доброго, старого, детского времени»: «О, дни, где утро было рай / И полдень рай и все закаты! / Где были шпагами лопаты / И замком царственным сарай...», «Почему не маленькие мы? / Почернела дождевая кадка, / Вензеля на рубчатой коре, / Заросла крокетная площадка, / Заросли тропинки на дворе...»; «Детство, верни нам, верни / Все разноцветные бусы, — / Маленькой, мирной Тарусы / Летние дни». Два образа-символа детства — мать и Таруса — сливаются воедино в стихотворении с характерным названием «Мама на даче», где светлое воспоминание дано через призму горького знания скорой потери этого рая (нимб-венок над головой, облако, оплакивающее судьбу). «Ясные дни — светлые вечера — детство... — неторопливо идущее время — как хорошо это было, каким маленьким земным раем это предстает мне теперь» [17, с. 47].

«Таруса. Маленький городок на холмах, поросших березами, на левом берегу Оки. Яблочные и ягодные сады. Собор на площади (там же бывает ярмарка) и красная с белым Воскресенская церковь — на крутом холме. Это на полпути к даче, где мы живем; на холме, пониже, часовенка, точь-в-точь как на картине ”Над вечным покоем”» [17, с. 43]. По утверждению А. Эфрон, дочери М. Цветаевой, «именно здесь она узнала Россию, сделавшую её навсегда русским поэтом» [23]. Расчет И.В. Цветаева был верен: ежегодное пребывание в одном месте было полезным для детской души: «Пусть дети, пока малы, проводят лето в одной и той же сельской обстановке, благо она здесь так прекрасна» [23]. Навсегда остались в памяти «клеенка стола, белые чашки с голубым ободком, кувшины сирени, жасмина, сливки, самовар, уют.

Для Цитирования:
Акимова Мария Сергеевна, «Дачный топос» в творчестве Марины Цветаевой. Вопросы культурологии. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: