По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

И.А. Гончаров в художественном мире А.Н. Толстого: мир русской усадьбы в изображении писателей

Акимова Анна Сергеевна ФГБУН «Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской Академии наук», Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, 25а. Е-mail: a.s.akimova@mail.ru

В статье рассматривается традиция изображения русских усадеб в русской литературе XIX в. и ее актуализация в начале ХХ в. в связи с юбилейными торжествами, посвященными памяти И.А. Гончарова.

Статья поступила 12.06.2018 г.

Литература:

1. Державин Н.А. На родине И.А. Гончарова (К столетию рождения знаменитого романиста) // Исторический вестник. — 1912. — Т. 128, № 6. — Июнь. — С. 869–877.

2. Игнатов И. Поэзия покоя (И.А. Гончаров. 1812–1912) // Русские ведомости. — 1912. — 6 июня. — С. 2–3.

3. Сементковский Р.И. И.А. Гончаров (1812–1912 гг.) // Исторический вестник. — 1912. — Т. 128, № 6. — Июнь. — С. 830–847.

4. Воронцова Г.Н. Семейная хроника Тургеневых как источник ранних произведений А.Н. Толстого // А.Н. Толстой. Новые материалы и исследования. (Ранний А.Н. Толстой и его литературное окружение). — М.: ИМЛИ РАН, 2016. — С. 15–28.

5. Гончаров И.А. Полное собр. соч. и писем: в 20 т. — СПб.: Наука, 2004. — Т. 7. — 771 с.

6. Толстой А.Н. Полное собр. соч.: в 15 т. — М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1949. — Т. 2. — 642 с.

В июне 1912 г. отмечался 100-летний юбилей со дня рождения И.А. Гончарова.

6 (18) июня 1912 г. в имении Киндяковых — Винновке — была открыта беседка-ротонда (архитектор А.А. Шодэ) в дорическом стиле с четырехгранным обелиском и мемориальной доской с портретом писателя. Гончаров гостил в усадьбе Киндяковых летом 1849 г., здесь возник замысел романа «Обрыв», а сама усадьба была описана как усадьба Бориса Райского Малиновка. Н.А. Державин писал: «Местность, связываемая с гончаровским “Обрывом”, находится в полутора верстах от города и известна у симбирских жителей под названием “Киндяковки”, полученным ею от фамилии прежних ее владельцев. В настоящее время Киндяковкой владеет г-жа Перси-Френч, заботливо относящаяся к сохранению рощи, парка, усадьбы и обрыва к Волге в том виде, в каком все это было во время посещения Киндяковки Гончаровым и в каком все это изображено им в своем бессмертном романе» [1]. В периодической печати появились публикации, посвященные жизни и творчеству Гончарова: в большой статье И. Игнатова «Поэзия покоя (И.А. Гончаров. 1812–1912)» в «Русских ведомостях» (1912, 6 июня) гончаровские образы рассматривались с точки зрения знаменитой речи Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» (1860). Конфликт природы оруженосца с сознанием Дон-Кихота, по мысли критика, определил трагическое положение тургеневских Гамлетов, Гончаров же — «поэт людей нераздвоенных»: один из элементов их натуры, их природы, — Санчо Панса — не противоречит требованиям сознания, не вступает с ним в конфликт, что создает мирную и спокойную атмосферу изображенных Гончаровым помещичьих усадеб [2]. В статье Р.И. Сементковского «И.А. Гончаров (1812–1912)» в «Историческом вестнике» (1912. Т. 128, № 6. Июнь) образы поместных дворян, созданные Гончаровым, рассматривались в ряду героев «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина, пушкинских «Деревни» и «Евгения Онегина», лермонтовского «Героя нашего времени» как «суд <…> над дворянством» [3, с. 832]. По мысли критика, «дворянская Россия дала нам Обломовых, Райских, Александров Адуевых — людей благожелательных, часто стремившихся к правде и добру, в даровитых своих представителях создавших нашу литературы, содействовавших успехам искусства и науки, но почти совершенно неспособных к практической деятельности и поэтому приводивших и собственное, и крестьянское хозяйство в полное расстройство» [3, с. 843].

Для Цитирования:
Акимова Анна Сергеевна, И.А. Гончаров в художественном мире А.Н. Толстого: мир русской усадьбы в изображении писателей. Вопросы культурологии. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: