По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82-97

Палестинская мозаика

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина», Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32А. E-mail: allyus1@gmail.com

В рецензии рассматривается новая работа Бориса Колымагина, посвященная Святой земле[footnote]1[/footnote]. Обращается внимание на специфику отражения сложной мозаики жизни Палестины в XIX – начале XX вв., а также рассказов о паломничестве в Иерусалим русских писателей — Гоголя, Вяземского, Муравьева. Их воспоминания переотражены Колымагиным с помощью собственного опыта и становятся не просто перечнем фактов, а экзистенциальным событием. По мнению автора рецензии, наиболее интересными являются главы, связанные с архивными изысканиями. В частности, раздел о Русской духовной миссии в Иерусалиме в советские годы, где приводится немало любопытных историй повседневности.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Писатель и культуролог Борис Колымагин выпустил новую книгу — «Израиль — Святая Земля: страницы истории и современность». Увидев ее заглавие, читатель может подумать, что речь идет об очередном путеводителе, в котором обращение к библейским временам перемежается с обращением к современной жизни страны, с которой предстоит столкнуться ее посетителю.

Но это не путеводитель. Хотя автор дважды посещал Израиль (в 2012 и 2017 гг.).

В фокусе внимания Колымагина — граница между религией и культурой: автора интересуют культура и религия в их динамическом взаимодействии.

И поэтому в высшей мере естественно, что повествование открывается рассказами о паломнических путешествиях в Святую землю русских писателей и мыслителей: Андрея Муравьева, Николая Гоголя, Петра Вяземского...

Их воспоминания переотражены писателем с помощью собственного опыта и становятся не просто перечнем фактов, а экзистенциальным событием. «Гоголь хотел поймать нужное состояние души.

Но ловить его можно вечно. Как можно вечно готовиться к причастию и не дерзать подойти к Чаше, считая себя недостойным. Святыня, по Гоголю, сначала открывается в сердце человека.

Внутри открывается пространство для молитвы и собственного становления. Дорога может только что-то дополнить, помочь уточнить то, что уже есть».

В последующих главах Колымагин делает обзор традиций и истории паломничества христиан в Святую Землю, присутствия и взаимодействия в Палестине и Израиле трех конфессий — православных, католиков и протестантов. Так, в частности, автор упоминает орден госпитальеров (Мальтийский орден), его настоятеля Герарда де Торна, которого, возможно, видел игумен Даниил, автор знаменитого «Житья и хожения...» (1106–1107). В «Житьи и хожении Даниила, Русьскыя земли игумена» не только «говорится о посещении иноком святых мест, но и совместном служении с католическим духовенством», отмечает автор. Отдельные главы книги посвящены православно-католическому диалогу, иудео-христианским связям, взаимоотношениям между православными юрисдикциями, личным впечатлениям от посещения храмов, монастырей и святынь, музейной жизни Иерусалима.

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, Палестинская мозаика. Вопросы культурологии. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: