В статье рассматривается порядок проведения самообследования образовательной организацией, показаны структура самообследования и содержание его основных разделов, раскрывающих особенности организации учебного процесса, востребованность выпускников на рынке труда, качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки образования, научной деятельности.
Стратегический менеджмент современного университета определяется многими факторами, в том числе глобальными трансформациями, которые создают высокую конкурентную образовательную среду. Постсоветское пространство высшего профессионального образования переживает ряд кризисов, которые усиливаются из-за наложения друг на друга международных и региональных тенденций. Современные университеты находятся в ситуации изменения парадигмы своей деятельности и рискуют потерять свой статус. Существующие сегодня предложения на глобальном рынке образовательных услуг радикально изменят постсоветскую карту высшего профессионального образования.
В статье показано, что в настоящее время, в условиях развития принципов рыночного хозяйствования и расширения сферы малого и среднего бизнеса, применение на практике различных методик экономического анализа является важнейшим условием укрепления финансового положения организации. Это требует новых подходов к преподаванию экономических и финансовых дисциплин в вузе.
В статье на основе материалов ведомственной и студенческой печати первого послереволюционного десятилетия политика в области высшей школы рассматривается как часть социальной политики и властный механизм формирования и поддержания новой социальной стратификации. Именно партийно-государственная стратегия создания слоя новой советской (трудовой) интеллигенции объясняла властный курс на пролетаризацию высшей школы. Автор показывает, что, несмотря на размывание жесткой «пролетарской» линии в вузовской политике второй половины 1920-х годов, к концу 1920-х годов в советских вузах выходцы из рабоче-крестьянской среды составляли более половины учащейся молодежи. Сочетание идеологических установок и прагматических задач восстановления экономики позволяло новой власти выдерживать общую стратегическую линию «реконструктивного периода» на формирование трудовой интеллигенции.
В работе обсуждаются ключевые проблемы подготовки кадров высшей квалификации. Обращено внимание на то, что превращение аспирантуры в образовательную программу высшего образования третьего уровня может сопровождаться значительными структурными и содержательными изменениями в подготовке кадров высшей квалификации. Подчеркивается комплексный характер проблемы девальвации ученых степеней в современной России.
В статье излагается история университетской реформы в Российской империи XIX столетия. Автором сделан акцент на проблеме автономии университетов. Через освещение этого вопроса раскрывается более широкая тема — о гражданских свободах в российском обществе XIX века.
В статье рассматривается стрит-арт (от англ. street art — «уличное искусство») как относительно новый вид искусства, получивший развитие на улицах городов мира начиная со второй половины XX века. Автор показывает, что современный стрит-арт включает в себя граффити, трафаретные граффити, стикер-арт, некоммерческие постеры, видеопроекции, флешмобы, уличные инсталляции и многое другое.
В статье исследуются идеологические основы традиционного конфуцианства, выявляются причины удивительной популярности Конфуция, а также рассматриваются современное состояние данной идеологии, ее взаимодействие с другими мировыми идеологиями и философскими течениями.