В понимании китайских мыслителей жизнь человека представляет собой связующее звено между предками и потомками. Поэтому добродетельному, просвещенному, нравственно высокому человеку, или, в китайском понимании, «благородному мужу», очень важно прожить свою жизнь так, чтобы быть достойным памяти своих предков, оставить богатое духовное наследие для потомков, став для них примером добродетели, источником вдохновения и житейской мудрости.
Жизнь любого человека в этом мире конечна. Однако высокие духовные идеи, нравственные ценности, моральные принципы «благородного мужа» навсегда остаются как великий дар живущим людям и их потомкам. Они не только не устаревают и не теряют своей значимости, но и получают дальнейшее развитие, с течением времени становясь еще более ценными и нужными.
В Китае в древности насчитывалось более 100 школ различных философских учений, в разной степени отличавшихся друг от друга. Однако именно конфуцианство получило статус традиционной философии и на протяжении многовековой истории оказывает существенное воздействие на мировоззрение жителей Поднебесной.
28 сентября 2015 года китайцы отметят 2565-ю годовщину со дня рождения Конфуция. Что же обеспечило подобную жизнестойкость его учению и сделало его символом Китая? «Что он сказал и сделал такого, чего не удавалось никому ни до, ни после него?» [1, с. 8].
В отличие от многих оставивших заметный след в истории социально-политических учений и идеологий конфуцианство охватывает все сферы жизни общества: это и теория управления государством, и народная идеология, и моральное учение, нацеленное прежде всего на минимизирование общественных противоречий. Это и свод политических законов, и традиционная мораль, затрагивающая внутреннее содержание сознания человека.
Однако вопреки бытующему мнению можно предположить, что учение Конфуция само по себе явилось лишь отражением уже сложившегося мировоззрения китайцев предшествующих поколений. Как известно, на менталитет нации влияют многочисленные факторы — от геополитических особенностей до языковых реалий. Конфуций скорее своеобразный хранитель и лишь в какой-то мере создатель традиции, связующее звено с еще более глубокой древностью.