По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Этапы развития уличного искусства

Бабошко Леонид Владимирович магистрант АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5., E-mail: info@mosgu.ru

В статье рассматривается стрит-арт (от англ. street art — «уличное искусство») как относительно новый вид искусства, получивший развитие на улицах городов мира начиная со второй половины XX века. Автор показывает, что современный стрит-арт включает в себя граффити, трафаретные граффити, стикер-арт, некоммерческие постеры, видеопроекции, флешмобы, уличные инсталляции и многое другое.

Литература:

1. Декрет № 1 «О демократизации искусств» // Газета футуристов. — 1918. — № 1 (15 марта).

2. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 т. — Т. 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений. — URL: http://litfi le.net/ web/284972/292000-293000.

3. «Kilroy was here» — о том, кто побывал «здесь» раньше нас. — URL: сhttp://alldayplus.ru/design_art_photo/culture/4990-kilroy-was-here-o-tomkto-pobyval-zdes-ranshe-nas.html.

Идея об уличном искусстве родилась в умах российских футуристов в начале XX века. Опубликованный в 1918 году декрет № 1 «О демократизации искусства» гласит:

«Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости, объявляем:

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений, на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства, иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех. И если станет по слову нашему, каждый, выйдя на улицу, будет возвеличиваться, умудряться созерцанием красоты взамен теперешних улиц — железных книг (вывески), где страница за страницей начертали свои письмена лишь алчба, любостяжание, корыстная подлость и низкая тупость — оскверняя душу и оскорбляя глаз. Все искусство — всему народу!

Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет в Москве в день выхода нашей газеты [1918]» [1].

Как свидетельствуют современники, были попытки практически осуществить некоторые положения этого «декрета». Д. Бурлюк, например, прибил на одном из домов Кузнецкого Моста несколько своих картин. Подробнее об этом можно прочитать в воспоминаниях Василия Каменского «Путь энтузиаста» и Сергея Спасского «Маяковский и его спутники» [2].

Для Цитирования:
Бабошко Леонид Владимирович, Этапы развития уличного искусства. Ученый совет. 2015;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: