По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков

Ковалевский Валерий Анатольевич и. о. ректора ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доктор медицинских наук Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89., E-mail: kspu@kspu.ru
Кирко Владимир Игоревич профессор кафедры менеджмента организаций ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доктор физико-математических наук Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89., E-mail: director.nifti@mail.ru

Стратегический менеджмент современного университета определяется многими факторами, в том числе глобальными трансформациями, которые создают высокую конкурентную образовательную среду. Постсоветское пространство высшего профессионального образования переживает ряд кризисов, которые усиливаются из-за наложения друг на друга международных и региональных тенденций. Современные университеты находятся в ситуации изменения парадигмы своей деятельности и рискуют потерять свой статус. Существующие сегодня предложения на глобальном рынке образовательных услуг радикально изменят постсоветскую карту высшего профессионального образования.

Литература:

1. Аузан А., Келимбетов К. Социокультурная формула экономической модернизации // Вопросы экономики. — 2012. — № 5. — С. 37–44.

2. Груздев И.А., Горбунова Е.В., Фрумин И.Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vo.hse.ru/data/2014/02/11/1327559876/ VO%202_13%20Gruzdev.pdf.

3. Де Корте Э. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI веке // Вопросы образования. — 2014. — № 3. — С. 8–29.

4. Замараева Ю.С. Особенности этнической миграции в социально-психологическом восприятии (на материале анализа результатов эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации») // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. — № 9. — С. 63–82. — DOI: 10.7256/2306-0158.2014.9.13407. — URL: http://e-notabene.ru/pr/ article_13407.html.

5. Ильбейкина М.И. Некоторые аспекты теории социальных ценностей // Социодинамика. — 2014. — № 12. — С. 78–89. — DOI: 10.7256/24097144.2014.12.13901. — URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13901.html.

6. Карлова О.А., Москвич Ю.Н., Копцева Н.П. и др. Новое будущее Сибири: ожидания, вызовы, решения. — Красноярск, 2013.

7. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. — 2013. — № 4. — С. 261–282.

8. Кларин М.В. Парадоксы инновационной образовательной практики: вызовы и выводы для теории непрерывного обучения // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2014. — № 1 (27). — С. 6–18.

9. Клячко Т., Синельников-Мурылев С. О реформировании системы финансирования вузов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.iep.ru/fi les/text/nauchnie_jurnali/klyachko.pdf (дата обращения: 18.12.2014).

10. Клячко Т. Реформы в профессиональном образовании. Что нового? [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресурсу: http://www.vedi.ru/ red_r/2012/ed040112_prof_educ.pdf (дата обращения: 17.12.2014).

11. Ковалевский В.А. Особенности эмоционально-волевого развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2012. — № 3. — С. 77–82.

12. Ковалевский В.А., Карлова О.А. Направления развития доступности качественного обучения и воспитания детей Красноярского края // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2014. — № 2 (28). — С. 6–17.

13. Ковалевский В.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Васильев Е.А. Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет // NB: Педагогика и просвещение. — 2014. — № 4. — С. 72–85. — DOI: 10.7256/23064188.2014.4.13421. — URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13421.html.

14. Ковтун Н.В. Социокультурный миф в современной прозе. Творчество В. Личутина. — М., 2014.

15. Колесник М.А. Социологические исследования воображения в 30– 80-е гг. ХХ века // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. — № 11. — С. 45–61. — DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351. — URL: http://e-notabene. ru/pr/article_13517.html.

16. Кольга В.В., Шувалова М.А. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2014. — № 3 (29). — С. 66–69.

17. Копцева Н.П. Интеграция гуманитарного образования в Сибирском федеральном университете // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 4. — С. 6–8.

18. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Незавершенный переход: от госплана к мастер-плану [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.strana-oz.ru/2013/4/nezavershennyy-perehod-ot-gosplana-k-masterplanu.

19. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314336015/2013-4_Kuzminov.pdf (дата обращения: 10.12.2014).

20. Либакова Н.М., Копцева Н.П. Формирование российской культурной идентичности в образовательной деятельности современного университета посредством изучения истории русского изобразительного искусства // Педагогика искусства. — 2012. — № 4. — С. 7–29.

21. Лисюткин М.А., Фрумин И.Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ. — 2014. — № 4–5. — С. 12–19.

22. Лузан В.С. Контексты понимания интеллектуального досуга в современных российских исследованиях // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2013. — № 3 (26). — С. 175–178.

23. Мау В., Улюкаев А. Глобальный кризис и тенденции экономического развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cpei.tatarstan.ru/ rus/index.htm/news/363271.htm (дата обращения: 15.12.2014).

24. Мониторинг эффективности высших учебных заведений в России [Электронный ресурс]. — URL: http://miccedu.ru/monitoring/.

25. Москвич Ю.Н., Феклистов А.Г. Сравнительное исследование ценностей прогрессивного развития среди студентов гуманитарных направлений университетов // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. — № 10. — С. 60–80. — DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1342. — URL: http://e-notabene. ru/pr/article_13425.html.

26. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

27. Отчет о деятельности Международного института аутизма за 2013–2014 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kspu. ru/upload/documents/2014/06/25/467d2befe76ba68bb01b94603f26d275/ otchet-instituta-autizma.pdf (дата обращения: 14.12.2014).

28. Пименова Н.Н. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае // Инновации в непрерывном образовании. — 2012. — № 5 (5). — С. 12–18.

29. Разумовская В.А. К вопросу об унификации науки, искусства и перевода // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2011. — № 3. — С. 32–36.

30. Резникова К.В. Социальное конструирование общенациональной идентичности в Российской Федерации: Дис. канд. филос. наук по специальности 09.00.11 — Социальная философия. — Красноярск, 2012.

31. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334396/20131_Salmi-Frumin.pdf (дата обращения: 14.12.2014).

32. Середкина Н.Н. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе: Дис. канд. филос. наук по специальности 09.00.11 — Социальная философия. — Красноярск, 2013.

33. Сертакова Е.А. Функционирование произведений искусства в сети Интернет // Наука и современность. — 2010. — № 3–1. — С. 64–68.

34. Ситникова А.А. Современные практики форсайт-исследования будущего социально-антропологических систем, в том числе этнокультурных групп северных регионов Российской Федерации // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. — № 9. — С. 44–62. — DOI: 10.7256/23060158.2014.9.13405. — URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13405.html.

35. Улюкаев А.В. Болезненная трансформация мировой экономики. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.

36. Улюкаев А.В. Россия и новая макроэкономическая реальность // X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ [Ulyukaev A.V. (2009). Russia and New Macroeconomic Reality // X International Scientifi c Conference on Problems of Development of Economy and Society. Moscow: HSE Publ.].

37. Шилов С.Н., Даргель И.В. Роль активации коры головного мозга в формировании высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 5. — С. 146–149.

38. Шилов С.Н., Кондакова О.Э. Трудности младших школьников с разными темпераментальными характеристиками // Сибирский вестник специального образования. — 2013. — № 2 (10). — С. 35–45.

39. Akulich V.G. Russian and Foreign Experience of Distributive Relations in the Sphere of Science and Education Integration // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2009 2) 94–103.

40. Alexandrova A.D. Virtual Community: Forming of Virtual Communication Channels in Higher Educational Institutional Corporation // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2009 2) 484–490.

41. Baker D. The schooled society: The educational transformation of global culture. — Stanford University Press, 2014.

42. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. — L.: The Institute for Public Policy Research. March 2013.

43. Bogdanov D.A. Crisis of Professional Russian Education and Ways of Its Overcoming // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2012 5) 1228–1234.

44. Boud D., Cohen R., Sampson J. (ed.). Peer learning in higher education: Learning from and with each other. — Routledge, 2014.

45. Chereneva E.A. Defensive Mechanisms of Behavior and Conceptual Sets in Socio-Psychological Adaptation of Children with Intellectual Disabilities // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2013 6) 1374–1387.

46. Cloete N. (ed.). Transformation in higher education: Global pressures and local realities. — Taylor & Francis, 2006. — Т. 10.

47. European Round Table of Industrialists (ERT) (1995) Education for Europeans. Towards a Learning Society. Brussels, Belgium: ERT.

48. Gavrilyuk O.A. Understanding University Teacher Autonomy as a Mainspring of Reforming Higher Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2013 6) 1800–1815.

49. Kirko V.I., Pack N.I., Malakhova E.V. Education for the future: new strategies of distance education for the Universities of Eastern Siberia // Turkish Online Journal of Distance Education. — 2014. — Т. 15. — № 1. — С. 23–32.

50. Kislov A.G., Shmurygina O.V. Forthcoming Plans for Institutional Transformation of Russian Higher Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2013. — Т. 6. — № 3. — С. 438–454.

51. Kistova A.V. Children’s Art Education in Krasnoyarsk // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2010 3) 581–592.

52. Koptseva N.P. Expert Seminar dated 29.06.2010 «Formation of the Model of a New-Generation Specialist for the Sphere of Culture and Arts» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2011. — Т. 3. — № 4. — С. 426–465.

53. Koptseva N.P. The Creation Problem in Fundamental Ontology of Martin Heidegger and Modern Theory of Fine Arts // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2008 1) 338–346.

54. Koptzeva N.P. Cultural and anthropological problem of Social Engineering (Methodological Problem at Modern Applied Culture Studies) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2009 3) 22–34.

55. Krücken G., Meier F. Turning the university into an organizational actor // Globalization and Organization: World Society and Organizational Change. Oxford University Press. Oxford. S. — 2006. — С. 241–257.

56. Lyogostev A.V. Business Education as a Social Transformation in the Training of Higher School Managers // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2011 4) 992–997.

57. Razumovskaya V.A. “Strong” Texts of Russian Culture and Centers of Translation Attraction // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2014 7) 834–846.

58. Smith D., Burton R. Clark 1998. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation // Higher Education. — 1999. — Т. 38. — № 3. — С. 373–374.

59. Van Dusen G.C. The Virtual Campus: Technology and Reform in Higher Education. ASHE-ERIC Higher Education Report, Volume 25, No. 5. — 2014.

60. Yorke M. Formative assessment in higher education: Moves towards theory and the enhancement of pedagogic practice // Higher education. — 2003. — Т. 45. — № 4. — С. 477–501.

Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков1

Уникальной нишей КГПУ им. В.П. Астафьева являются собственные педагогические технологии в области инклюзивной, специальной и коррекционной педагогики [11; 37; 38]. На базе университета создан Международный институт аутизма (руководитель — Е.А. Черенева), проводится конференция «Международный опыт образования и социализации детей и взрослых с аутизмом». Отчет о деятельности этого института опубликован в открытом доступе в сети Интернет [27; 45]. Данный проект имеет большую перспективу, и не только для регионального образовательного пространства, но и для глобального. Собственно, сопровождение деятельности этого института на английском языке уже обеспечит прорыв разработанных в нем педагогических технологий в уникальные ниши не только внутри нашей страны, но и международного образовательного процесса [7; 31].

M. Barber, K. Donnelly, S. Rizvi вводят еще одно важное определение для университета, который уже сейчас формирует образ собственного будущего. Это модель «университет, обеспечивающий образование в течение всей жизни». Данная модель в полной мере может выступить не только ориентиром образа будущего для КГПУ им. В.П. Астафьева, но она «работает» на позитивный имидж университета уже сегодня. В университете создан полный цикл педагогического образования от детства, начальной, общей и старшей школы до дополнительного образования школьников и взрослых, обеспеченный соответствующим уровнем фундаментальной подготовки и развития исследований, ядром которых является решение проблемных моментов дошкольного и школьного образования [28; 51]. В 2013 году по программам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации обучение прошли 1853 человека (с 2008-го по 2012 год — около 10 тыс. человек).

Перспективными проектами в этой сфере могут быть специальные образовательные программы для людей «третьего возраста», которые расширят гуманитарные социально-культурные практики, создадут возможности для снятия социальной напряженности, сопряженной с утерей смысла существования для людей-пенсионеров, компенсируют им потери социальных коммуникаций, которые могли возникнуть после ухода с привычного места работы.

Для Цитирования:
Ковалевский Валерий Анатольевич, Кирко Владимир Игоревич, Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков. Ученый совет. 2015;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: