Автор анализирует проблемы, с которыми столкнулись российские преподаватели в последнее время, — оплату труда и увеличение нагрузки. Делается вывод, что профессорско-преподавательскому составу принадлежит исключительная роль в формировании человеческого капитала, повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
В настоящее время рынок платных образовательных услуг стал неотъемлемой частью учебного процесса. Учебные заведения различных форм собственности, включая государственные бюджетные организации, проводят прием учеников, слушателей, студентов и их обучение на местах, финансируемые самими обучающимися. В статье рассматривается один из параметров, формирующих рыночную цену образовательной услуги, — взаимоотношения учебных заведений, поставщиков и потребителей образовательных услуг.
Исследовательское обучение приобщает учащихся к основам академической культуры, нормы и традиции которой являются этическим идеалом интеллектуальной коллективной деятельности. Эффективное взаимодействие субъектов исследовательского обучения возможно при условии совершенствования их коммуникативной культуры.
В статье исследуется проблема соотнесения системы образования с исторически установившимся типом общества. Образование рассматривается как механизм социокультурного воспроизводства социума. Современная российская образовательная система характеризуется через призму оценки сложившейся в постсоветский период модели периферийного капитализма и экспортно ориентированной сырьевой экономики. Рассматривается отражение процесса сырьевизации российской экономики в сфере образования. Представлен концепт корпоративного вуза как нового социального проекта развития образовательной сферы.
В статье рассматриваются актуальные вопросы социализации студентов на основе использования возможностей вузовской среды. Представляет интерес конкретный преподавательский опыт воспитания у будущих специалистов социальной работы таких качеств, как отзывчивость, бескорыстие, доброта.
В статье показано, что образование как одна из ключевых трансляционных систем должно обеспечивать (что представлено в любой его нормативной модели) не только передачу суммы знаний, навыков, идей, но и формирование необходимых для социального бытия человека качеств, включая развитие его коммуникативного потенциала. Автор показывает, что оптимальным образом эту задачу решает художественное образование.
В статье рассматривается важная для современного образования проблема дешифровки культурных смыслов в межкультурной коммуникации и в процессе изучения русского языка в иноязычной аудитории. Автор анализирует коммуникативные ситуации, связанные с нарушением культуры речи в ее коммуникативном и этическом компонентах. При этом основное внимание уделяется культурологическому ракурсу в образовании и принципу культуросообразности как основе учебных программ.
В статье в качестве симулякров представлены два феномена российского высшего образования: гуманитаризация и компетентностный подход; выявлены негативные аспекты современного процесса гуманитаризации образования и реализации компетентностного подхода в подготовке инженеров; определены причины имитационного характера этих феноменов.