В ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на получение образования. Постиндустриальное общество и конкуренция на международном рынке разделения труда предопределяют необходимость модернизации национального образования. Основной целью реформы выступает подготовка высококвалифицированных специалистов. В основу осуществляемой модернизации положена качественно-результативная модель обучения студентов, ориентированная на существенные изменения в подходах к педагогическому процессу.
Реформа высшего образования приводит к высокой интенсификации труда преподавателей. Российские преподаватели испытывают колоссальную психологическую нагрузку — возрастающий объем голосовых часов дополняется необходимостью ведения научно-исследовательской и методической работы. При этом преподаватели вынуждены оплачивать книгоиздательскую деятельность, публикации в журналах из своего кармана. Преподавателей сознательно вынуждают искать дополнительную нагрузку, которая в условиях перехода на бакалавриат (сокращение объема часов) имеет тенденцию к уменьшению. Разумеется, снижается качество труда преподавателей, налицо синдром «вечно опаздывающего преподавателя».
Доходы профессорско-преподавательского состава за последние годы выросли всего на 5–10%, в то время как учебная нагрузка увеличилась на 30–60% [6]. Российские преподаватели по сравнению со своими зарубежными коллегами из стран — членов ОЭСР влачат нищенское существование (за свой труд они получают в 54 раза меньше, чем в Швейцарии, в 32 раза меньше, чем в Англии, в 20 раз меньше, чем во Франции, и в 4 раза меньше, чем в Польше). Необходимо отметить, что внедрение Болонской системы и признание приоритета норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина вынуждают Российское государство руководствоваться нормативами Международной организации труда, согласно которым преподаватель за час квалифицированного труда должен получать не менее 16 евро [1].
К чести Российского государства, необходимо отметить серьезный прорыв в повышении оплаты труда преподавателей, предпринятый руководством страны в рамках вступившего в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5]. Средняя голосовая нагрузка профессора сегодня составляет 900 часов.