По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Система оплаты труда преподавателей высшей школы: проблемы реформирования

© Ермаков Д.Н. доктор политических наук, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, E-mail: info@rgsu.net

Автор анализирует проблемы, с которыми столкнулись российские преподаватели в последнее время, — оплату труда и увеличение нагрузки. Делается вывод, что профессорско-преподавательскому составу принадлежит исключительная роль в формировании человеческого капитала, повышении эффективности использования трудовых ресурсов.

Литература:

1. Байденко В.А. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 3. — С. 14–19.

2. Владимир Путин объявил, чем будет заниматься в образовании следующие шесть лет // Педсовет.org. — URL: http://pedsovet.org/content/view/15259/249.

3. Пенсионный фонд Российской Федерации. — URL: http://www.pfrf.ru/socdoplata_doprojmin/23065.html.

4. Письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» / Официальные документы в образовании. — 2003. — № 23 // Бюллетень Минобразования России. — 2003. — № 11 (примерные нормы).

5. Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г., № 53 (часть I), ст. 7598.

6. Хицкий П. Сокровища университета // Экономика образования. — 2010. — № 1.

В ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на получение образования. Постиндустриальное общество и конкуренция на международном рынке разделения труда предопределяют необходимость модернизации национального образования. Основной целью реформы выступает подготовка высококвалифицированных специалистов. В основу осуществляемой модернизации положена качественно-результативная модель обучения студентов, ориентированная на существенные изменения в подходах к педагогическому процессу.

Реформа высшего образования приводит к высокой интенсификации труда преподавателей. Российские преподаватели испытывают колоссальную психологическую нагрузку — возрастающий объем голосовых часов дополняется необходимостью ведения научно-исследовательской и методической работы. При этом преподаватели вынуждены оплачивать книгоиздательскую деятельность, публикации в журналах из своего кармана. Преподавателей сознательно вынуждают искать дополнительную нагрузку, которая в условиях перехода на бакалавриат (сокращение объема часов) имеет тенденцию к уменьшению. Разумеется, снижается качество труда преподавателей, налицо синдром «вечно опаздывающего преподавателя».

Доходы профессорско-преподавательского состава за последние годы выросли всего на 5–10%, в то время как учебная нагрузка увеличилась на 30–60% [6]. Российские преподаватели по сравнению со своими зарубежными коллегами из стран — членов ОЭСР влачат нищенское существование (за свой труд они получают в 54 раза меньше, чем в Швейцарии, в 32 раза меньше, чем в Англии, в 20 раз меньше, чем во Франции, и в 4 раза меньше, чем в Польше). Необходимо отметить, что внедрение Болонской системы и признание приоритета норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина вынуждают Российское государство руководствоваться нормативами Международной организации труда, согласно которым преподаватель за час квалифицированного труда должен получать не менее 16 евро [1].

К чести Российского государства, необходимо отметить серьезный прорыв в повышении оплаты труда преподавателей, предпринятый руководством страны в рамках вступившего в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5]. Средняя голосовая нагрузка профессора сегодня составляет 900 часов.

Для Цитирования:
© Ермаков Д.Н., Система оплаты труда преподавателей высшей школы: проблемы реформирования. Ученый совет. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: