Ощущение того, что процесс обучения студентов лишен настоящей педагогической поддержки, создавало мне немалый дискомфорт и явные неудобства в течение последних примерно 20 лет. И вот наконец оно ослабло. Появилась надежда, что очевидные потери вузами функции воспитания, а учащимися — высоких гражданских устремлений, общественных ценностей станут восполняться благодаря меняющейся обстановке в стране, скорректированному Закону об образовании и по-новому сформулированным в нем учебным целям и воспитательным задачам. Разобщенность образования, воспитания, социализации особенно остро чувствовалась там, где получаемая студентом специальность предполагала негласный, но обязательный союз знаний и морали, умение применять знания, сознавая не просто особую гуманитарную миссию своей профессии, а еще и сопровождающие ее добровольно выполняемые действия, требующие жертвенности, самоотверженности, бескорыстия, повышенной социальной ответственности [3].
Этот момент для меня всегда был важен, поскольку чтение курсов на факультете психологии и социальной работы гуманитарного университета, практические занятия со студентами имеют целью как научить азам профессии, так и сформировать естественный для будущего социального работника гуманизм, воспитать чувство гражданского долга, добросовестного служения людям. Ибо социальная работа уже изначально предназначена для обслуживания нуждающихся в чужой помощи людей — помощи государства, общества, добровольцев. Она рассчитана на определенное самопожертвование со стороны причастных к ней участников, не принося дохода, и всем известно, что специалисты в этой сфере получают небольшие зарплаты, не имеют значимых компенсаторов, которые покрывали бы несоразмерность уровня финансового обеспечения профессии и уровня возлагаемой на ее представителей ответственности за судьбы больных, обделенных здоровьем или иными благами граждан.
Возникла неожиданная мысль: а почему социальные работники как профессионалы со столь высокой гражданской миссией, функциями оздоровления и жизнеобеспечения людей не изобрели для своего сообщества нечто похожее на клятву Гиппократа у врачей? Ведь у тех и у других немало совпадающих, параллельных и преемственных обязанностей, а главное — есть потребность в высокой морали, нравственности, которые должны приобретаться в вузе вместе с основами профессии. То есть не познаваться, а воспитываться. Причем и живым примером преподавателей, и доступными педагогическими средствами.