По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Социализационный ресурс обучения и воспитания в вузе

Усманов Борис Фатыхович доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: socio-mosgu@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы социализации студентов на основе использования возможностей вузовской среды. Представляет интерес конкретный преподавательский опыт воспитания у будущих специалистов социальной работы таких качеств, как отзывчивость, бескорыстие, доброта.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Проспект, 2013. — 160 с.

2. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. — 2013. — 13 декабря.

3. Костина А.В. Современное образование: проблемы развития // Ученый совет. — 2014. — № 6. — С. 60–67.

4. Лобачевский Н.И. Все соглашает воспитание // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2010. — № 4. — С. 8–10.

5. Пономарев А.В. Невоспитанный специалист опасен // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2010. — № 4. — С. 4–7.

6. Практикум по дисциплине «Технология социальной работы» / Авт.сост. Б.Ф. Усманов. — ОЦД. Ф. 10. — М.: МосГУ, 2006. — 76 с.

7. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика: Учеб. пособие. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Социум, 2007. — 484 с.

8. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика: Учеб. пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Социум, 2010. — 518 с.

9. Усманов Б.Ф. Феномен прикладной социализации // Мир транспорта. — 2006. — № 1. — С. 118–123.

Ощущение того, что процесс обучения студентов лишен настоящей педагогической поддержки, создавало мне немалый дискомфорт и явные неудобства в течение последних примерно 20 лет. И вот наконец оно ослабло. Появилась надежда, что очевидные потери вузами функции воспитания, а учащимися — высоких гражданских устремлений, общественных ценностей станут восполняться благодаря меняющейся обстановке в стране, скорректированному Закону об образовании и по-новому сформулированным в нем учебным целям и воспитательным задачам. Разобщенность образования, воспитания, социализации особенно остро чувствовалась там, где получаемая студентом специальность предполагала негласный, но обязательный союз знаний и морали, умение применять знания, сознавая не просто особую гуманитарную миссию своей профессии, а еще и сопровождающие ее добровольно выполняемые действия, требующие жертвенности, самоотверженности, бескорыстия, повышенной социальной ответственности [3].

Этот момент для меня всегда был важен, поскольку чтение курсов на факультете психологии и социальной работы гуманитарного университета, практические занятия со студентами имеют целью как научить азам профессии, так и сформировать естественный для будущего социального работника гуманизм, воспитать чувство гражданского долга, добросовестного служения людям. Ибо социальная работа уже изначально предназначена для обслуживания нуждающихся в чужой помощи людей — помощи государства, общества, добровольцев. Она рассчитана на определенное самопожертвование со стороны причастных к ней участников, не принося дохода, и всем известно, что специалисты в этой сфере получают небольшие зарплаты, не имеют значимых компенсаторов, которые покрывали бы несоразмерность уровня финансового обеспечения профессии и уровня возлагаемой на ее представителей ответственности за судьбы больных, обделенных здоровьем или иными благами граждан.

Возникла неожиданная мысль: а почему социальные работники как профессионалы со столь высокой гражданской миссией, функциями оздоровления и жизнеобеспечения людей не изобрели для своего сообщества нечто похожее на клятву Гиппократа у врачей? Ведь у тех и у других немало совпадающих, параллельных и преемственных обязанностей, а главное — есть потребность в высокой морали, нравственности, которые должны приобретаться в вузе вместе с основами профессии. То есть не познаваться, а воспитываться. Причем и живым примером преподавателей, и доступными педагогическими средствами.

Для Цитирования:
Усманов Борис Фатыхович, Социализационный ресурс обучения и воспитания в вузе. Ученый совет. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: