Современная социальная ситуация, характеризующаяся мобильностью, многообразием инновационных процессов, постоянным расширением границ информационного пространства, ставит перед школой новые задачи. Глобальные изменения целей образования требуют не только совершенствования педагогических методов и технологий, но и пересмотра принципа организации учебного процесса — новой модели обучения: «…принципиально новое для российского образования явление — исследовательское обучение (англоязычный аналог — explorer education)… Речь идет не о новом витке использования исследовательских методов в образовании, а о принципиально отличном от других, особом виде обучения» [8, с. 14].
В литературе встречается узкое и широкое понимание термина «исследовательское обучение». Узкое понимание предложено О.А. Карповым: «Для молодых людей, нацеленных на научные сферы производства знаний, аутентичным инструментом развития творческой личности является исследовательское обучение»; «Проблема исследовательского обучения требует разработки новых образовательных методов и создания специализированных учебных заведений» [4, с. 36–42]. При данном подходе задача исследовательского обучения — отобрать и подготовить ограниченную группу перспективных учащихся к эффективной профессиональной научной деятельности.
В широком понимании задача исследовательского обучения — формирование у всех учащихся потребности в реализации познавательной активности, умения пользоваться исследовательским методом познания жизни для решения практических и теоретических (учебных и жизненных) задач. Пространство исследовательского обучения в таком случае не ограничено рамками специальных учебно-научных учреждений: «В исследовательском обучении задача развития у детей общих исследовательских умений и навыков рассматривается не как частный способ познания, а как основной путь формирования особого стиля жизни... при котором поисковая активность будет занимать ведущее место» [7].
Именно в данном контексте мы говорим об организации исследовательской деятельности школьников как об особой модели обучения. По существу, исследовательское обучение — это процесс инкультурации учащихся, приобщения их к основам академической культуры. В рамках нашего исследования под академической культурой понимаем систему ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения, основанную на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности.