По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013

Исследовательское обучение как технология подготовки специалистов к научной деятельности

Ерохина Елена Ленвладовна ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, E-mail: lenusha@rambler.ru

Исследовательское обучение приобщает учащихся к основам академической культуры, нормы и традиции которой являются этическим идеалом интеллектуальной коллективной деятельности. Эффективное взаимодействие субъектов исследовательского обучения возможно при условии совершенствования их коммуникативной культуры.

Литература:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург, 2000.

2. Гусевская О.В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // Ценности и смыслы. — 2009. — № 1. — С. 131–141.

3. Ильин И.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб., 2013. — С. 131.

4. Карпов О.А. Как организовать исследовательское обучение школьников // Народное образование. — 2011. — № 2. — С. 36–42.

5. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. — М., 1991.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов // Под ред. О.Б. Сиротининой. — М., 2002.

7. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников // Дошкольное образование. — 2007. — № 21 [Электронный ресурс]. — URL: http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200702117. Online: 13/12/2013.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. — 2007. — № 3. — С. 14.

9. Соколова О.П. Коммуникативная культура индивида: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Ижевск, 2005.

10. Царегородцев Ю.Н., Ефремова Ю.Е. Методические аспекты опережающего образования // Ученый совет. — 2014. — № 4. — С. 19–21.

Современная социальная ситуация, характеризующаяся мобильностью, многообразием инновационных процессов, постоянным расширением границ информационного пространства, ставит перед школой новые задачи. Глобальные изменения целей образования требуют не только совершенствования педагогических методов и технологий, но и пересмотра принципа организации учебного процесса — новой модели обучения: «…принципиально новое для российского образования явление — исследовательское обучение (англоязычный аналог — explorer education)… Речь идет не о новом витке использования исследовательских методов в образовании, а о принципиально отличном от других, особом виде обучения» [8, с. 14].

В литературе встречается узкое и широкое понимание термина «исследовательское обучение». Узкое понимание предложено О.А. Карповым: «Для молодых людей, нацеленных на научные сферы производства знаний, аутентичным инструментом развития творческой личности является исследовательское обучение»; «Проблема исследовательского обучения требует разработки новых образовательных методов и создания специализированных учебных заведений» [4, с. 36–42]. При данном подходе задача исследовательского обучения — отобрать и подготовить ограниченную группу перспективных учащихся к эффективной профессиональной научной деятельности.

В широком понимании задача исследовательского обучения — формирование у всех учащихся потребности в реализации познавательной активности, умения пользоваться исследовательским методом познания жизни для решения практических и теоретических (учебных и жизненных) задач. Пространство исследовательского обучения в таком случае не ограничено рамками специальных учебно-научных учреждений: «В исследовательском обучении задача развития у детей общих исследовательских умений и навыков рассматривается не как частный способ познания, а как основной путь формирования особого стиля жизни... при котором поисковая активность будет занимать ведущее место» [7].

Именно в данном контексте мы говорим об организации исследовательской деятельности школьников как об особой модели обучения. По существу, исследовательское обучение — это процесс инкультурации учащихся, приобщения их к основам академической культуры. В рамках нашего исследования под академической культурой понимаем систему ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения, основанную на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности.

Для Цитирования:
Ерохина Елена Ленвладовна, Исследовательское обучение как технология подготовки специалистов к научной деятельности. Ученый совет. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: