По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О некоторых симулякрах в высшем техническом образовании

Гаранина Ольга Денисовна профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА), доктор философских наук, профессор, Россия, 125993, Москва, Кронштадтский б-р, д. 20, E-mail: ogaran@yandex.ru

В статье в качестве симулякров представлены два феномена российского высшего образования: гуманитаризация и компетентностный подход; выявлены негативные аспекты современного процесса гуманитаризации образования и реализации компетентностного подхода в подготовке инженеров; определены причины имитационного характера этих феноменов.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166143/ (дата обращения: 12.09.2014).

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Пер. О.А. Печенкиной. — Тула: Тульский полиграфист, 2013.

3. Гаранина О.Д. Культурологическое и профессионально-техническое образование: грани взаимодействия // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2009. — № 1. — С. 42–49.

4. Грунвальд А. Роль социально-гуманитарного знания в междисциплинарной оценке научно-технического развития // Вопросы философии. — 2011. — № 2. — С. 115–126.

5. Швыдкой М. Креативные люди всегда будут в меньшинстве. Интервью газете «Московские новости» // Новые знания: сайт. — URL: http://novznania.ru/2012/02/2474/ (дата обращения: 15.10.2014).

Методологическим основанием исследования факторов, сдерживающих инновационное развитие российской высшей школы, в данной статье служит понятие симулякра, концептуализированное в опубликованной в 1981 году книге Ж. Бодрийяра «Симуляция и симулякры». Французский мыслитель, наполнивший указанный концепт новым смыслом, определил современность как эру тотальной симуляции, утверждая, что «симулировать значит делать вид, что имеешь то, чего нет на самом деле» [2, с. 18]. Однако симулировать — не значит просто притворяться. Симулировать — значит создавать реальность, которой нет на самом деле, то есть имитировать существование несуществующего. Следуя логике Ж. Бодрийяра, можно полагать, что разговоры о событии (то есть симулякры) не делают реальным само событие. Понятно, что симулякры не интенцированы на изменения, инновации, заменяя реальное имитацией.

На первый взгляд применение термина «симулякр» в контексте исследования содержания и тенденций развития современного высшего образования может показаться не совсем корректным. Ведь в данном случае речь идет о социально значимом процессе, в который вовлечен так или иначе каждый человек, и, следовательно, здесь не должно и не может быть ничего, что не соответствует реальности и здравому смыслу. Однако теоретическое и практическое погружение в практику современного российского высшего образования показывает, что и в этой социально значимой сфере есть место имитации и вымыслу. Ограничение постановки проблемы рамками статьи вынуждает уделить внимание только двум феноменам, выступающим, как представляется, имитациями реальных ситуаций в образовательном процессе, симулякрами, призванными показать ориентированность российского высшего образования на развитие личности, на повышение качества образования, а в действительности остающимися активно обсуждаемыми (и даже как бы внедряемыми), но практически не реализуемыми сюжетами. В качестве указанных феноменов в статье представлены, во-первых, процесс, называемый гуманитаризацией образования, и, во-вторых, компетентностный подход1.

Для Цитирования:
Гаранина Ольга Денисовна, О некоторых симулякрах в высшем техническом образовании. Ученый совет. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: