Методологическим основанием исследования факторов, сдерживающих инновационное развитие российской высшей школы, в данной статье служит понятие симулякра, концептуализированное в опубликованной в 1981 году книге Ж. Бодрийяра «Симуляция и симулякры». Французский мыслитель, наполнивший указанный концепт новым смыслом, определил современность как эру тотальной симуляции, утверждая, что «симулировать значит делать вид, что имеешь то, чего нет на самом деле» [2, с. 18]. Однако симулировать — не значит просто притворяться. Симулировать — значит создавать реальность, которой нет на самом деле, то есть имитировать существование несуществующего. Следуя логике Ж. Бодрийяра, можно полагать, что разговоры о событии (то есть симулякры) не делают реальным само событие. Понятно, что симулякры не интенцированы на изменения, инновации, заменяя реальное имитацией.
На первый взгляд применение термина «симулякр» в контексте исследования содержания и тенденций развития современного высшего образования может показаться не совсем корректным. Ведь в данном случае речь идет о социально значимом процессе, в который вовлечен так или иначе каждый человек, и, следовательно, здесь не должно и не может быть ничего, что не соответствует реальности и здравому смыслу. Однако теоретическое и практическое погружение в практику современного российского высшего образования показывает, что и в этой социально значимой сфере есть место имитации и вымыслу. Ограничение постановки проблемы рамками статьи вынуждает уделить внимание только двум феноменам, выступающим, как представляется, имитациями реальных ситуаций в образовательном процессе, симулякрами, призванными показать ориентированность российского высшего образования на развитие личности, на повышение качества образования, а в действительности остающимися активно обсуждаемыми (и даже как бы внедряемыми), но практически не реализуемыми сюжетами. В качестве указанных феноменов в статье представлены, во-первых, процесс, называемый гуманитаризацией образования, и, во-вторых, компетентностный подход1.