По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Математическое моделирование стоимости обучения на рынке образовательных услуг

© Щиканов А.Ю. кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой математических и естественно-научных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Россия, 141221, Московская область, Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99, E-mail: rgutispriem@mail.ru
© Строганова С.М. старший преподаватель кафедры математических и естественно-научных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Россия, 141221, Московская область, Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99, E-mail: rgutispriem@mail.ru
© Лукина Л.А. доцент кафедры математических и естественно-научных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Россия, 141221, Московская область, Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99, E-mail: rgutispriem@mail.ru

В настоящее время рынок платных образовательных услуг стал неотъемлемой частью учебного процесса. Учебные заведения различных форм собственности, включая государственные бюджетные организации, проводят прием учеников, слушателей, студентов и их обучение на местах, финансируемые самими обучающимися. В статье рассматривается один из параметров, формирующих рыночную цену образовательной услуги, — взаимоотношения учебных заведений, поставщиков и потребителей образовательных услуг.

Литература:

1. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и её приложения в экономическом образовании. 4-е изд., испр. — М.: Дело, 2003. — 688 с.

2. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход.— М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002, 2005. — 176 с.

3. Теория игр и экономическое поведение. — М.: Наука, 1970.

4. Щиканов А.Ю., Белов Б.А., Ермаков С.А. Практическое применение математико-экономических методов на предприятиях сервиса // «Сервис в России и за рубежом». Номер госрегистрации 0420900058. — http://www.mgus.ru/electronic journal/number15/contents , № 5 (15) 2009.

Какую сумму необходимо заплатить за обучение, как и кто устанавливает стоимость обучения? Заданные вопросы являются важными и для поставщика образовательных услуг, и для потребителей. Нормативы, разработанные государством, не учитывают рыночные факторы, взаимоотношения образовательных учреждений на горизонтальном уровне, престиж и фактический рейтинг того или иного учебного заведения. На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда при наличии нескольких равноправных и равнозначных участников рынка образовательных услуг эффективность решения одного из них зависит от того, какие решения приняли другие участники. При выборе направлений подготовки, образовательных программ, стоимости обучения нужно учитывать перечень услуг и условий, предлагаемых другими образовательными учреждениями.

Ситуации, когда эффективность действия одного из участников зависит от действий других, можно разбить на два типа:

• интересы участников совпадают, и они могут договориться о совместных действиях;

• интересы участников не совпадают. В последнем случае может оказаться невыгодным сообщать другим участникам свои решения, так как кто-нибудь из них сможет воспользоваться знанием чужих решений и получить большой выигрыш за счет других участников. Моделировать ситуации такого типа и разрабатывать методы решения можно с помощью теории игр [1; 3; 4].

По характеру взаимодействия игры делятся на:

• бескоалиционные — игры, в которых участники принимают решения независимо друг от друга;

• коалиционные кооперативные — игры, в которых игроки могут принимать решения по согласованию друг с другом, могут вступать в коалиции.

Рассмотрим ситуацию. Пусть образовательное учреждение (игрок 1) разработало несколько вариантов приема абитуриентов — количество зачисленных на места с оплатой стоимости обучения (П). Пусть для повышения качества образования и привлечения наиболее одаренных абитуриентов, а впоследствии и для стимулирования наиболее успешных студентов стоимость обучения на конкретное направление подготовки зависит от среднего балла абитуриентов, а в процессе обучения — от рейтинга студентов. Подобная ситуация повысит престиж учебного заведения, уменьшит отток обучающихся и тем самым сохранит, а может, и увеличит доход учебного заведения. Пусть заданы установленные государством нормативы, проведен статистический анализ прошлых лет, утверждена средняя стоимость оплаты обучения, учтены действия конкурентов и рассчитан планируемый спрос потребителей на конкретное направление подготовки на текущий момент (игрок 2). Требуется определить оптимальный план установления стоимости обучения.

Для Цитирования:
© Щиканов А.Ю., © Строганова С.М., © Лукина Л.А., Математическое моделирование стоимости обучения на рынке образовательных услуг. Ученый совет. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: