Какую сумму необходимо заплатить за обучение, как и кто устанавливает стоимость обучения? Заданные вопросы являются важными и для поставщика образовательных услуг, и для потребителей. Нормативы, разработанные государством, не учитывают рыночные факторы, взаимоотношения образовательных учреждений на горизонтальном уровне, престиж и фактический рейтинг того или иного учебного заведения. На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда при наличии нескольких равноправных и равнозначных участников рынка образовательных услуг эффективность решения одного из них зависит от того, какие решения приняли другие участники. При выборе направлений подготовки, образовательных программ, стоимости обучения нужно учитывать перечень услуг и условий, предлагаемых другими образовательными учреждениями.
Ситуации, когда эффективность действия одного из участников зависит от действий других, можно разбить на два типа:
• интересы участников совпадают, и они могут договориться о совместных действиях;
• интересы участников не совпадают. В последнем случае может оказаться невыгодным сообщать другим участникам свои решения, так как кто-нибудь из них сможет воспользоваться знанием чужих решений и получить большой выигрыш за счет других участников. Моделировать ситуации такого типа и разрабатывать методы решения можно с помощью теории игр [1; 3; 4].
По характеру взаимодействия игры делятся на:
• бескоалиционные — игры, в которых участники принимают решения независимо друг от друга;
• коалиционные кооперативные — игры, в которых игроки могут принимать решения по согласованию друг с другом, могут вступать в коалиции.
Рассмотрим ситуацию. Пусть образовательное учреждение (игрок 1) разработало несколько вариантов приема абитуриентов — количество зачисленных на места с оплатой стоимости обучения (П). Пусть для повышения качества образования и привлечения наиболее одаренных абитуриентов, а впоследствии и для стимулирования наиболее успешных студентов стоимость обучения на конкретное направление подготовки зависит от среднего балла абитуриентов, а в процессе обучения — от рейтинга студентов. Подобная ситуация повысит престиж учебного заведения, уменьшит отток обучающихся и тем самым сохранит, а может, и увеличит доход учебного заведения. Пусть заданы установленные государством нормативы, проведен статистический анализ прошлых лет, утверждена средняя стоимость оплаты обучения, учтены действия конкурентов и рассчитан планируемый спрос потребителей на конкретное направление подготовки на текущий момент (игрок 2). Требуется определить оптимальный план установления стоимости обучения.