* Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2012–2014 годы.
Национальные образовательные системы выстраиваются на ценностной, а соответственно, идеологической платформе. Образование напрямую связано с моделью цивилизации. Через образование, по сути дела, воспроизводится соответствующий цивилизационно идентичный антропологический тип. Поэтому и модель образования, и его целевые установки принципиально различны. Образование выступает как своеобразный микрокосмос по отношению к цивилизации.
Если цивилизационная система разрушена, но сохранилась цивилизационно идентичная модель образования, цивилизация может быть воссоздана. Если возможность транслировать социальный опыт отсутствует, цивилизация при прочем общем благополучии в итоге погибнет. Современное состояние российского образования должно быть поэтому оцениваемо с точки зрения не критериев западной цивилизационной парадигмы, а собственного исторического опыта.
Школа в России формировалась как преимущественно воспитательное учреждение. Принципиальное значение для ее формирования в таком виде имели церковно-приходские школы. Благодаря им утверждалась христианская ценностная парадигма начального образования. Школьный учитель выступал прежде всего как воспитатель. На Западе тоже существовали религиозные школы, но они представляли лишь один из сегментов западного образования.
Высшее образование в России репродуцировало тип европейского христианского классического университета. Первоначально университеты в Российской империи создавались как некие западнические анклавы. В знаменитом Царскосельском лицее вплоть до 1820 года преподавание велось на французском языке. Народное православие оказывалось в оппозиции западническому секулярному образованию.
И не случайно, что знаменитая уваровская триада: православие, самодержавие, народность, — была выдвинута первоначально по отношению к образовательной сфере и только затем перенесена в целом на государство. Не случайно также, что деятельность многих видных представителей идеологии российского консерватизма (М.Л. Магницкого, Д.П. Рунича, С.С. Уварова, П.А. Ширинского-Шихматова, Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева) связывалась с управлением системой образования.