По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образование и тип социума: история, современное состояние, перспективы*

Багдасарян Вардан Эрнестович доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права, ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а, E-mail: priemka@mgou.ru

В статье исследуется проблема соотнесения системы образования с исторически установившимся типом общества. Образование рассматривается как механизм социокультурного воспроизводства социума. Современная российская образовательная система характеризуется через призму оценки сложившейся в постсоветский период модели периферийного капитализма и экспортно ориентированной сырьевой экономики. Рассматривается отражение процесса сырьевизации российской экономики в сфере образования. Представлен концепт корпоративного вуза как нового социального проекта развития образовательной сферы.

Литература:

1. Богданова Т.П. Труд и социальная активность молодежи. — Минск, 1972.

2. Вахштайн В.С. После модернизации. Кросс-национальный обзор систем высшего образования: особенности атлантической модели // Ученый совет. — 2013. — № 11. — С. 47–57.

3. Ганелин Ш.И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине ХIХ в. — Л., 1950.

4. Гордин Л.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. — М., 1967.

5. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика. — М., 2004.

6. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце ХIХ — начале ХХ в. — М., 1991.

7. Ильинский И.М. Образовательная революция. — М., 2002.

8. Константинов Н.А., Струмилинский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. — М., 1949.

9. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. — М., 1959.

10. Луков В.А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3.

11. Макаренко И.А. Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1982–1984.

12. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. — Т. 3. — М., 1993.

13. Невзоров М.Н. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике сер. 50-х — сер. 60-х гг.: Дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 1989.

14. Образование в Российской Федерации: 2010: Стат. сб. — М., 2010.

15. Очерк истории народного образования в России до эпохи Александра II. — М., 1910.

16. Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. — М., 2005.

17. Растопшин И.А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века: Сб. — М., 2004.

18. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. — М., 2006.

19. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. — М., 2009.

20. Саксельцев Г.А. Актуальные проблемы изучения истории общеобразовательной школы (по материалам СССР, 1958–1988). — Саратов, 1992.

21. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. — М., 2010.

22. Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900–2000. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. — М., 2006.

23. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах ХIХ в. — М., 1954.

24. Тлостанова М.В. Судьба университета в эпоху глобализации // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3.

25. Ходырев А.М. Советская школа 50-х — середины 60-х годов как социокультурный феномен: Дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 2003.

26. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. — М., 1976.

27. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостнической к России капиталистической. — М., 1985.

28. Яфарова Н.Р. Идейно-политическое воспитание школьников после Великой Отечественной войны, 1946–1984: Дис. канд. пед. наук. — М., 1988.

29. Chomsky N. et al. The Coij War and the University. — N. Y., 1997.

30. Readings B. The University in Ruins. — Cambridge, 1996.

* Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2012–2014 годы.

Национальные образовательные системы выстраиваются на ценностной, а соответственно, идеологической платформе. Образование напрямую связано с моделью цивилизации. Через образование, по сути дела, воспроизводится соответствующий цивилизационно идентичный антропологический тип. Поэтому и модель образования, и его целевые установки принципиально различны. Образование выступает как своеобразный микрокосмос по отношению к цивилизации.

Если цивилизационная система разрушена, но сохранилась цивилизационно идентичная модель образования, цивилизация может быть воссоздана. Если возможность транслировать социальный опыт отсутствует, цивилизация при прочем общем благополучии в итоге погибнет. Современное состояние российского образования должно быть поэтому оцениваемо с точки зрения не критериев западной цивилизационной парадигмы, а собственного исторического опыта.

Школа в России формировалась как преимущественно воспитательное учреждение. Принципиальное значение для ее формирования в таком виде имели церковно-приходские школы. Благодаря им утверждалась христианская ценностная парадигма начального образования. Школьный учитель выступал прежде всего как воспитатель. На Западе тоже существовали религиозные школы, но они представляли лишь один из сегментов западного образования.

Высшее образование в России репродуцировало тип европейского христианского классического университета. Первоначально университеты в Российской империи создавались как некие западнические анклавы. В знаменитом Царскосельском лицее вплоть до 1820 года преподавание велось на французском языке. Народное православие оказывалось в оппозиции западническому секулярному образованию.

И не случайно, что знаменитая уваровская триада: православие, самодержавие, народность, — была выдвинута первоначально по отношению к образовательной сфере и только затем перенесена в целом на государство. Не случайно также, что деятельность многих видных представителей идеологии российского консерватизма (М.Л. Магницкого, Д.П. Рунича, С.С. Уварова, П.А. Ширинского-Шихматова, Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева) связывалась с управлением системой образования.

Для Цитирования:
Багдасарян Вардан Эрнестович, Образование и тип социума: история, современное состояние, перспективы*. Ученый совет. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: