* Статья подготовлена в рамках выполнения исследования по гранту РГНФ № 14-03-00035.
Производит ли реально образование в каждую эпоху свой тип «личности культурной» (сегодня все чаще хочется сказать — «субкультурной») или должно производить — вопрос бесконечных дискуссий. В них позиция нередко зависит от того, кому как «повезло» — не только с точки зрения наличия достаточно достоверной и социально репрезентативной информации, но и в связи с непосредственным соприкосновением каждого диспутанта с некоторым количеством «случаев», прошедших осмысление на основе метода case-study («изучение случая»). В определенной мере данная статья основана на материале, полученном именно посредством «изучения случаев». Здесь мы будем под этим подразумевать накопленный в ряде стран и описанный опыт использования образовательного контекста и его ресурсных возможностей для приращения, развития социально значимых характеристик у обучаемых; для формирования культуроцентрированных навыков, которые не заложены имманентно в целевые ориентации рассматриваемых направлений (видов) образовательной практики, но могут быть эффективно извлечены из их ресурса. Главный акцент в силу обозначенной тематики сделан именно на извлечении коммуникативно-формирующего ресурса, а поисковым полем этого ресурса стало массовое (неспециализированное) художественное образование.
Анализ многих публикаций и материалов исследований по проблемам художественно-эстетического воспитания показывает, что, к сожалению, такого рода разработки достаточно редко ориентированы на выход за рамки развития собственно эстетических характеристик личности. Анализ возможностей более широкого с точки зрения социально-коммуникативного ресурса использования процесса художественного образования и просвещения, конечно, не является маргинальным вектором при обсуждении проблем отечественной системы образования. Однако существенно более широкое развитие получила данная проблематика в зарубежной образовательной практике, к анализу некоторых сегментов которой мы и обратимся. Рассмотрение процесса обучения коммуникации в сопряжении с развитием художественного массового образования и просвещения имеет под собой как минимум несколько серьезных оснований. Назовем некоторые из них.