По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Социальный потенциал художественного образования: концептуальные поиски, практики актуализации*

Быховская Ирина Марковна заведующая кафедрой культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, Россия, 105122, Москва, Сиреневый бул., д. 4, E-mail: byk.irina@gmail.com

В статье показано, что образование как одна из ключевых трансляционных систем должно обеспечивать (что представлено в любой его нормативной модели) не только передачу суммы знаний, навыков, идей, но и формирование необходимых для социального бытия человека качеств, включая развитие его коммуникативного потенциала. Автор показывает, что оптимальным образом эту задачу решает художественное образование.

Литература:

1. Доклады подготовительных встреч Международной конференции художественного образования. — URL: http://www.unesco.org/culture/lea.

2. Европейский союз. — URL: http://www.rus-eu-culture.ru/591/.

3. Лэндри Ч. Креативный город. — М., 2006.

4. Образование для творчества: включение искусства и культуры в образование. — ЮНЕСКО, 2005. — С. 7.

5. Флорида Р. Люди, которые меняют будущее. — М., 2005.

6. Arts and culture in education: a must or a-muse? — Rotterdam, 2006.

7. Creative Europa. — URL: http://ec.europa.eu/culture/our-policy-development/doc1573_en.htm.

8. The Framework Convention on the Value of Cultural Heritage for Society (Faro Convention, 2005). — URL: http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/ heritage/identities/default_EN.asp.

* Статья подготовлена в рамках выполнения исследования по гранту РГНФ № 14-03-00035.

Производит ли реально образование в каждую эпоху свой тип «личности культурной» (сегодня все чаще хочется сказать — «субкультурной») или должно производить — вопрос бесконечных дискуссий. В них позиция нередко зависит от того, кому как «повезло» — не только с точки зрения наличия достаточно достоверной и социально репрезентативной информации, но и в связи с непосредственным соприкосновением каждого диспутанта с некоторым количеством «случаев», прошедших осмысление на основе метода case-study («изучение случая»). В определенной мере данная статья основана на материале, полученном именно посредством «изучения случаев». Здесь мы будем под этим подразумевать накопленный в ряде стран и описанный опыт использования образовательного контекста и его ресурсных возможностей для приращения, развития социально значимых характеристик у обучаемых; для формирования культуроцентрированных навыков, которые не заложены имманентно в целевые ориентации рассматриваемых направлений (видов) образовательной практики, но могут быть эффективно извлечены из их ресурса. Главный акцент в силу обозначенной тематики сделан именно на извлечении коммуникативно-формирующего ресурса, а поисковым полем этого ресурса стало массовое (неспециализированное) художественное образование.

Анализ многих публикаций и материалов исследований по проблемам художественно-эстетического воспитания показывает, что, к сожалению, такого рода разработки достаточно редко ориентированы на выход за рамки развития собственно эстетических характеристик личности. Анализ возможностей более широкого с точки зрения социально-коммуникативного ресурса использования процесса художественного образования и просвещения, конечно, не является маргинальным вектором при обсуждении проблем отечественной системы образования. Однако существенно более широкое развитие получила данная проблематика в зарубежной образовательной практике, к анализу некоторых сегментов которой мы и обратимся. Рассмотрение процесса обучения коммуникации в сопряжении с развитием художественного массового образования и просвещения имеет под собой как минимум несколько серьезных оснований. Назовем некоторые из них.

Для Цитирования:
Быховская Ирина Марковна, Социальный потенциал художественного образования: концептуальные поиски, практики актуализации*. Ученый совет. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: