Сегодня педагог — это уже не транслятор знаний и не контролер сформировавшихся знаний и умений будущих специалистов (во всяком случае, этим не ограничивается круг его обязанностей), но прежде всего идеолог, влияющий на мировоззренческие установки студентов. Каким будет это влияние, в немалой степени зависит от человеческой и профессиональной состоятельности педагога.
Представляется, что на современном этапе вузовского образования именно культурологический ракурс, именно принцип культуросообразности, положенный в основу учебных программ по различным предметам, может «оправдать» присутствие в учебном процессе педагога (прежде всего когда речь идет о дисциплинах общегуманитарного цикла, не относящихся к разряду специальных).
В связи с этим необходимо обратить внимание на составляющие профессиональной культуры будущих специалистов, и прежде всего на культурологическую составляющую этого процесса.
«Решение, принятое в ситуации профессиональной культуры, когда осознаны не только утилитарные, сиюминутные мотивы и цели деятельности, но и смыслы ее в историко-культурном контексте, создает в обществе гарантии социальной безопасности. Это приобретает особую актуальность в ситуации глобального антропогенного кризиса: человечество, не умея предвидеть отдаленных последствий своей деятельности, становится жертвой собственного техногенного могущества» [1, с. 320].
Одна из социокультурных задач культурологии как науки определяется А.Я. Флиером как «пропаганда и обучение людей принципам и технологиям межкультурной коммуникации (между представителями разных культурных групп) в соответствии с принятыми в настоящее время нормами» [6, с. 63].
В основе организации учебного процесса лежит четко осознаваемая педагогом система, которая может быть представлена как господство трех культур: культуры власти, культуры насилия, культуры как идеологии [5].
Общаясь со студентами, педагог применяет:
— культуру власти (четкое планирование работы над учебной программой);