В условиях информатизации общества и информационной экономики возникает необходимость объективной количественной и качественной оценки результативности научной деятельности ученых и организаций, в том числе в сфере образования, с задействованием науковедческой дисциплины наукометрии. В статье обоснована целесообразность проведения наукометрических исследований, показана методология оценивания их результативности и реализации научного потенциала в условиях возрастания информационных потоков, развития науки и современного образования, представлены существующие методы наукометрических исследований и наукометрические индикаторы, применяемые в мировой практике в ракурсе информационной компетентности и информатизации образования.
Статья посвящена анализу действия рыночного механизма в области искусства, а также влияния рынка на развитие массового вкуса и эстетического мейнстрима. Автор показывает, что рыночная цена на произведения искусства есть показатель, в котором в концентрированном виде собраны и воплощены все многочисленные факторы арт-рынка, как эстетические, так и экономические, включая конъюнктуру дня. То есть цена аккумулирует все общественные связи искусства. Распространяясь, аукционные каталоги как ничто иное делают арт-рынок глобальным, служа единой информационной базой для всех его участников. А широкая огласка результатов торгов формирует моду в искусстве, поднимает престиж того или иного направления, делает его главным. Материал статьи представляет интерес в рамках дисциплин «История искусства», «Современный арт-рынок».
В статье говорится о последствиях пандемии для бизнеса и поведении некоторых субъектов рынка и образовательных институтов как во время пандемии, так и после ее ожидаемого завершения. Поднимаются такие вопросы, как изменение характера движения к всеобщей цифровизации, а также причины, влияющие на легкость ее принятия, анализируется, в какой ситуации окажутся субъекты рынка, решившие вернуться в прежний формат работы после завершения пандемии. Материалы статьи могут быть использованы в рамках подготовки обучающихся по направлению «Экономика».
В статье рассматривается проблема голоса тележурналиста как один из главных компонентов в его профессиональной деятельности. Указывается на его недостатки и дается ряд упражнений для их устранения.
Автор показывает: повышение культурного уровня, социализация, раскрытие личностных качеств входит в контекст задач практически всех институтов образовательной сферы. Особенно важна гуманитарная компонента, которая развивает человеческий капитал любого общества, его интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал. Воспитание человека и гражданина происходит через знакомство с культурой, ее историей, поскольку культура есть сфера, «растящая и питающая личность» (П.А. Флоренский). У будущего специалиста необходимо сформировать универсальные компетенции, которые дополняют комплекс профессиональных. В этой связи речь может идти как о наличии непрофильных дисциплин, обеспечивающих необходимую культурную компетентность индивида, так и о получении профессиональной гуманитарной подготовки.
В статье показано, что одно важное свойство культуры заключается в том, что именно она служит основанием для самоидентификации человека и общества, то есть определения ими своего места в мире, положения среди иных сообществ, а для человека — определения социальной группы, с которой он чувствует свою общность. Автор показывает, что в каких-то случаях такие основания бывают непосредственно культурными, а в иных — опосредованно культурными, то есть по существу иными, но трансформировавшимися в человеческом сознании в культурно-идеологические постулаты.
Философия трансгуманизма, обретшая первые твердые очертания в трудах Н. Бострома, М. Мински, Г. Моравека, М. Мора, Р. Курцвелла, Д. Пирса и др. авторов в конце XX в., постепенно становится все более острой темой дискуссий, равным образом в академической среде и в СМИ. Являясь одним из наиболее радикальных философских течений современности и, с большой вероятностью, имея потенциал оказать заметное влияние на развитие мировой культуры в XXI в., трансгуманизм привлекает как растущий поток критики, так и растущее количество последователей. В заметной степени данный факт обусловлен тем, что трансгуманизм — едва ли не единственная на сегодняшний день идеология, охватывающая и консолидирующая огромный спектр разрозненных идей, основанных на технологических прорывах последних десятилетий. Автор показывает сильные и слабые составляющие концепции трансгуманизма, позволяя представить этот феномен в объективном плане.
В статье показано: в современную эпоху цифровые технологии проникают во все области материальной и духовной культуры, помогая сохранять для грядущих поколений культурное наследие. Перспективы применения цифровых технологий в культуре очень широки. Это прежде всего музейная деятельность и оцифровка культурного наследия, где перспективы применения цифровых технологий связаны прежде всего с феноменом сохранения информации. Показаны проблемы, возникающие в связи с этим.
In the context of society informatization and the information economy, there is a need for an objective quantitative and qualitative effectiveness evaluation of the scientific activities of scholars and organizations, including ones in the field of education, with the use of scientometrics. The article demonstrates the feasibility of conducting scientometric research, shows the methodology for evaluating its effectiveness and the realization of scientific potential in the context of increasing information flows, the development of science and modern education, presents the existing methods of scientometric research and scientometric indicators used in world practice in the perspective of information competence and informatization of education.
Статья "Perspective on modern education scientometrics through the prism of information economy and science development" Журнал "Ученый совет /
Academic Council"