По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.88 DOI:10.33920/nik-02-2101-07

Социокультурные предпосылки зарождения и распространения философии трансгуманизма

Гордеев Роман Михайлович аспирант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: r.gordeyev@gmail.com

Философия трансгуманизма, обретшая первые твердые очертания в трудах Н. Бострома, М. Мински, Г. Моравека, М. Мора, Р. Курцвелла, Д. Пирса и др. авторов в конце XX в., постепенно становится все более острой темой дискуссий, равным образом в академической среде и в СМИ. Являясь одним из наиболее радикальных философских течений современности и, с большой вероятностью, имея потенциал оказать заметное влияние на развитие мировой культуры в XXI в., трансгуманизм привлекает как растущий поток критики, так и растущее количество последователей. В заметной степени данный факт обусловлен тем, что трансгуманизм — едва ли не единственная на сегодняшний день идеология, охватывающая и консолидирующая огромный спектр разрозненных идей, основанных на технологических прорывах последних десятилетий. Автор показывает сильные и слабые составляющие концепции трансгуманизма, позволяя представить этот феномен в объективном плане.

Литература:

1. Когай, Е.А. Футуристические проекты К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — 2013. — № 4 (8) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/futuristicheskie-proekty-k-etsiolkovskogo-i-v-i-vernadskogo (дата обращения: 11.01.2020).

2. Костина, А.В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. — 144 с.

3. Лосев, А. Диалектика Мифа [Электронный ресурс].— URL: https://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_DialMif/_01.php.

4. Луков, В.А. Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. — 2017. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgumanizm (дата обращения: 11.01.2020).

5. Шваб, К. Четвертая промышленная революция. — М.: Эксмо, 2016.

6. Пико делла Мирандола Джованни. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени / В кн.: Эстетика Ренессанса. — М., 1981.

7. Сазеева, И.Б., Грошева, Т.Н. Антигуманистический характер философии трансгуманизма // Манускрипт. — 2017. — № 3–1 (77) [Электронный ресурс]. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/antigumanisticheskiy-harakter-filosofii-transgumanizma (дата обращения: 11.01.2020).

8. Bostrom, N. A history of transhumanist thought // Journal of Evolution and Technology. — 2005. — Т. 14. — № 1. / Перевод цит. по: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Трансгуманизм.

9. Bohan, E. Nietzsche and Transhumanism: Much Ado About Nothing? Ed. by Yunus Tuncel. — Cambridge Scholars Publishing, 2017.

10. Dante, A. The Divine Comedy, Paradiso, Canto 1 (transl. Henry Francis Cary) [Электронный ресурс]. — URL: https://digitaldante.columbia.edu/dante/divinecomedy/paradiso/paradiso-1/.

11. Luck, G. Witches and Sorcerers in Classical Literature. — London, 1999.

12. Sorgner, S.L. Nietzsche, the Overhuman, and Transhumanism (2005) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Nietzsche%2C-theOverhuman%2C-and-Transhumanism-Sorgner/cb7f0dfa7c8be32328239949ce91e80d 99718fe7.

13. Jones, R. Against Transhumanism (2016) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.softmachines.org/wordpress/wp-content/uploads/2016/01/Against_ Transhumanism_1.0.pdf.

Прежде чем рассматривать трансгуманизм как определенный феномен — технологический, философский, мировоззренческий, представим его определение, данное одним из его главных идеологов, философом шведского происхождения и профессором Оксфордского университета Ником Бостромом в публикации «История трансгуманистической мысли»: «Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) — философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти» [8].

Являясь отражением сложившейся на сегодняшний день технологической парадигмы, трансгуманизм, с одной стороны, обещает воплотить давние мечты человечества, включая мечту о вечной молодости, а с другой — доводит до предела такие современные социокультурные тенденции, как утончение грани между физической и цифровой реальностью и слияние технологий с человеческим телом и когнитивными процессами, предлагая программу выхода из ценностного кризиса, сложившегося в обществе постмодерна. В то же время реализация трансгуманистической программы может быть чревата рисками дегуманизации общества, роста общественного неравенства, тотальной зависимости от техники и многими другими.

В контексте данной статьи важным представляется тот факт, что если до 2000-х гг. идеи трансгуманистов не вызывали у широких масс большого интереса и воспринимались как нечто безусловно маргинальное и фантастическое, то с начала 2000-х гг. наблюдается резкое изменение в рецепции трансгуманистических идей обществом. Книги Р. Курцвейла, Н. Бострома и других авторов становятся бестселлерами, во многих странах регистрируют общественные организации и политические партии трансгуманистического толка, представители трансгуманистического сообщества занимают важные руководящие посты (уже упомянутый Р. Курцвейл в 2009 г. стал руководителем направления инженерии в Google, Н. Бостром в 2011 г. возглавил Институт будущего человечества при Оксфордском университете), а трансгуманистические идеи получают широкую огласку как в прессе, так и в современных научно-популярных книгах, рассчитанных на самого широкого читателя.

Для Цитирования:
Гордеев Роман Михайлович, Социокультурные предпосылки зарождения и распространения философии трансгуманизма. Ученый совет. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: