Прежде чем рассматривать трансгуманизм как определенный феномен — технологический, философский, мировоззренческий, представим его определение, данное одним из его главных идеологов, философом шведского происхождения и профессором Оксфордского университета Ником Бостромом в публикации «История трансгуманистической мысли»: «Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) — философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти» [8].
Являясь отражением сложившейся на сегодняшний день технологической парадигмы, трансгуманизм, с одной стороны, обещает воплотить давние мечты человечества, включая мечту о вечной молодости, а с другой — доводит до предела такие современные социокультурные тенденции, как утончение грани между физической и цифровой реальностью и слияние технологий с человеческим телом и когнитивными процессами, предлагая программу выхода из ценностного кризиса, сложившегося в обществе постмодерна. В то же время реализация трансгуманистической программы может быть чревата рисками дегуманизации общества, роста общественного неравенства, тотальной зависимости от техники и многими другими.
В контексте данной статьи важным представляется тот факт, что если до 2000-х гг. идеи трансгуманистов не вызывали у широких масс большого интереса и воспринимались как нечто безусловно маргинальное и фантастическое, то с начала 2000-х гг. наблюдается резкое изменение в рецепции трансгуманистических идей обществом. Книги Р. Курцвейла, Н. Бострома и других авторов становятся бестселлерами, во многих странах регистрируют общественные организации и политические партии трансгуманистического толка, представители трансгуманистического сообщества занимают важные руководящие посты (уже упомянутый Р. Курцвейл в 2009 г. стал руководителем направления инженерии в Google, Н. Бостром в 2011 г. возглавил Институт будущего человечества при Оксфордском университете), а трансгуманистические идеи получают широкую огласку как в прессе, так и в современных научно-популярных книгах, рассчитанных на самого широкого читателя.