По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.391 DOI:10.33920/nik-02-2101-03

Цифровая трансформация и сопротивление при переходе к онлайн-миру

Ярных Эльвира Аркадьевна проф. кафедры статистики, маркетинга и бухгалтерского учета АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р экон. наук, доцент 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: eyarnikh@mail.ru
Жукова Екатерина Евгеньевна магистрант АНО ВО «Московский гуманитарный университет» 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: zhularo@gmail.com

В статье говорится о последствиях пандемии для бизнеса и поведении некоторых субъектов рынка и образовательных институтов как во время пандемии, так и после ее ожидаемого завершения. Поднимаются такие вопросы, как изменение характера движения к всеобщей цифровизации, а также причины, влияющие на легкость ее принятия, анализируется, в какой ситуации окажутся субъекты рынка, решившие вернуться в прежний формат работы после завершения пандемии. Материалы статьи могут быть использованы в рамках подготовки обучающихся по направлению «Экономика».

Литература:

1. Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс]. — URL: .https://innoagency.ru/fi les/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_ obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 31.10.2020)

2. Коротков А.В., Ярных Э.А., Горелова Т.Л. К вопросу об «Образовательных услугах»: экономический и социальный аспекты. Вопросы региональной экономики. — 2018. — № 3 (36). — С. 35–42.

3. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Проблемы дистанционного обучения в Вузе // Ученые записки. — 2020. — № 3 (35). — С. 34–39.

4. Лебединская О.Г., Ярных Э.А. Основные подходы оценки уровня и качества жизни населения // в сборнике: Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: материалы и доклады / Под общ. ред. Н.А. Садовниковой. — М., 2018. — С. 167–170.

5. Орусова О.В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение // Научное обозрение. — 2020. — Серия 1. Экономика и право. — № 3 (COVID-19 и мобильность). — С. 184–195.

6. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // МНКО. — 2019. — № 5 (78) [Электронный ресурс]. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 02.11.2020).

7. Российский рынок дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/ (дата обращения: 31.10.2020).

Рассмотрим влияние пандемии на характер движения к всеобщей цифровизации. Разумеется, цифровизация является неким прогнозируемым пиком, к которому мы стремимся. Обычно любое движение имеет эволюционный характер, однако в условиях грандиозных открытий, и не менее грандиозных кризисов, характер данного движения меняется с эволюционного на революционный. Каким бы благом ни казалась революционность, она всегда сопровождается рядом побочных эффектов. Но вероятно, именно падение является сильнейшей мотивацией к росту. Если перенести эту мысль с экономических процессов на человеческую жизнь, то можно заметить огромное количество людей, чья карьера пошла на взлет после достижения некоего «дна» или безвыходности [4, c. 168].

Бизнес-среда оказалась более подготовлена к цифровизации, чем сфера образования. Скорее всего, ввиду большей гибкости, ведь главная цель бизнеса — это получение прибыли, а расширение своей деятельности в онлайн-среде — возможность ее увеличить. Поэтому и до пандемии многие компании расширяли свои границы, захватывая цифровую среду.

Иная ситуация складывается в системе образования. Перед университетами и школами не стоит задача по увеличению прибыли, поэтому образовательная среда скована различными образовательными стандартами. То есть для того, чтобы университет предпринял попытку изменить формат обучения, должен измениться стандарт на уровне Минобразования РФ [2, c. 37]. В итоге многие образовательные учреждения только ко второй волне пандемии стали более-менее подготовлены к онлайн-обучению, и начали появляться предпосылки для цифровизации образования. Эти изменения форм образования неизбежно приведут к его новому формату.

Уже в 2019 г. было очевидно, что образование стало регулироваться не только профильными министерствами и ведомствами, но и узкопрофильными экспертами Интернета, где сосредоточено огромное количество инфопродуктов, вебинаров и онлайн-школ, гарантирующих высокий уровень подготовки, а иногда и рабочие места. Люди начинают ценить образование онлайн-школы в инстаграме больше, чем в университете с государственным дипломом [6]. Это вызвано тем, что люди изменились, требование к формату и насыщенности знаний изменилось, а система образования в стране не меняется. На сегодняшний день можно быть уверенным, что часть контингента приходит в университет за «корочкой», а знания черпают на различных курсах. И так будет до тех пор, пока образование не начнет вести себя как бизнес. Пандемия дала первый толчок для этого. Сколько нужно таких толчков, чтобы перевести образовательную систему на «шоссе» технологий, знаний, развития, где сосредоточены бизнес, люди, рынки и основное развитие?

Для Цитирования:
Ярных Эльвира Аркадьевна, Жукова Екатерина Евгеньевна, Цифровая трансформация и сопротивление при переходе к онлайн-миру. Ученый совет. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: