Со сменой исторических эпох меняются и приоритетные основания для социальной солидарности живущих в это время людей, а соответственно, и основания их идентичности, и вся композиция значимых для данной эпохи социальных самоощущений.
Хорошо известно, что в разные эпохи как сознание людей, так и их социальное поведение в существенной мере регулировались определенными экзистенциальными целеустановками, которые на том или ином этапе исторического развития являлись наиболее актуальными. Такого рода специфичные установки имели место в каждую эпоху, в любом сообществе, причем частота их перемен по ходу истории все больше и больше ускорялась. В одну эпоху наибольшей значимостью обладало религиозное самоощущение сообществ и их выделение себя по этому признаку, в другую — политическое, в третью — экономическое и т.п. Подобная выраженная направленность в самоопределении людей в равной мере распространялась как на их материально-производственную, так и на интеллектуальную деятельность, цели познания мира, его сущностную и структурную интерпретацию в общественном сознании. Специфика таких установок концентрировалась в характеристиках, преобладающих на том или ином историческом этапе типов солидарности и идентичности людей. Такие специфичные для каждой исторической эпохи приоритетные типы солидарности и идентичности можно назвать «доминантными идентичностями» [9].
В принципе понятно, что со сменой социальных интересов людей, что постоянно происходит на протяжении истории, меняются и основания, актуальные для их коллективной общности. Вопрос лишь в том, чтобы найти в последовательности этих перемен некоторую системность. Анализ материала по преобладающим моделям социального самоощущения людей разных эпох в общественной истории и истории культуры позволяет предположить, что доминантные идентичности, наиболее характерные для той или иной стадии развития, распределялись следующим образом.
Для эпохи первобытности наиболее характерной были солидарность и идентичность, основанные на кровном родстве (потомки «великого предка»), хотя на позднем первобытном племенном («варварском») этапе все большую актуальность приобретала и этнокультурная (прежде всего лингвистическая) общность. Кровнородственную идентичность можно охарактеризовать как социально-биологическую (социальные возможности человека определялись его происхождением) и мифологическую на этой основе. Ее идеология выстраивалась на соображениях витальной необходимости, направленной на поддержание демографической устойчивости общины.