По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 167/168 DOI:10.33920/nik-02-2101-01

Взгляд на современное образование и наукометрию через призму информационной экономики и развития науки

Дадалко Василий Александрович советник ректора НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», профессор кафедры теории и методологии государственного управления ФГКОУ ВО «Академия управления МВД РФ», доктор экономических наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук РФ 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1, E -mail: antikrizis1@bk.ru
Дадалко Светлана Викторовна проф. Международного университета «МИТСО» (г. Минск, Беларусь), канд. экон. наук, доцент., 220099, Минск, ул. Казинца, 21/3, E-mail: svetarozedad@gmail.com

В условиях информатизации общества и информационной экономики возникает необходимость объективной количественной и качественной оценки результативности научной деятельности ученых и организаций, в том числе в сфере образования, с задействованием науковедческой дисциплины наукометрии. В статье обоснована целесообразность проведения наукометрических исследований, показана методология оценивания их результативности и реализации научного потенциала в условиях возрастания информационных потоков, развития науки и современного образования, представлены существующие методы наукометрических исследований и наукометрические индикаторы, применяемые в мировой практике в ракурсе информационной компетентности и информатизации образования.

Литература:

1. Асеев Г.Г. Соотношение различных метрических исследований в науковедении [Электронный ресурс]. — URL: www.hups.mil.gov.ua/periodicapp/ article/17299/ soi_2017_1_24.pdf (дата обращения: 18.03.2020).

2. Божко В.П. Информационные технологии в экономике и управлении / В.П. Божко, Д.В. Власов. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2019. — 120 с.

3. Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний. — Докл., прочит. на 1 засед. Комиссии по истории знаний. 14 окт. 1926. — Л.: Изд-во АН СССР, 1927. — 17 с.

4. Дадалко С.В. Особенности формирования национальной инновационной системы / C.В. Дадалко, И.И. Вострокрылова // Наука и инновации. 2017. — № 6. — Минск. — С. 39–43.

5. Дадалко В.А. Современные подходы к реализации наукометрических исследований в научной деятельности сферы образования // Экономика и управление: проблемы и решения, 2018. — № 12/3. — С. 201–209.

6. Дадалко В.А. Инновационные модели обучения в современном образовании: справочные материалы: учеб. пособие. — М.: Фонд ДПО «Совет», 2017. — 386 с.

7. Добров Г.М. Наука о науке. Начала науковедения / Г.М. Добров. — Киев: Наукова думка,1989. — 304 с.

8. Евстигнеев В.А. Наукометрические исследования в информатике [Электронный ресурс]. — URL: http://www.computer-museum.ru/books/n_collection/ investigat.htm (дата обращения: 17.03.2020).

9. Гордукалова Г.Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации: учеб.-практ. пособие. — Санкт-Петербург: Профессия, 2019. — 544 с.

10. Грановский Ю.В. Наукометрия в московском университете // Управление большими системами / сб. трудов. — Спецвыпуск № 44. — Наукометрия и экспертиза управления наукой. — М.: ИПУ РАН, 2013. — 568 с.

11. Костенко Л.И. Библиометрический инструментарий наукометрии // Наукометрия: методология, инструменты, практическое применение: сб. науч. ст. — Минск: Беларуская навука, 2018. — 343 с.

12. Моисеенко Е.Г. Вызовы четвертой промышленной революции / Цифровая экономика: современные тенденции и перспективы: сб. Межд. заочн. науч.-практ. конф. — Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2018. — С. 77–82.

13. Налимов В.В. (1969) Наукометрия: Изучение развития науки как информационного процесса / В.В. Налимов, З.М. Мульченко. — М.: Наука, 1969. — 192 с.

14. Рынок труда: работодатели открывают новые вакансии и ценят многофункциональных специалистов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.crn.ru/news/ detail.php?ID=119780/ (дата доступа: 09.03.2020).

15. Симоненко Т.В. (2018) Наукометрия: объект, предмет, методология // Наукометрия: методология, инструменты, практическое применение: сб. науч. ст. — Минск: Беларуская навука, 2018. — 343 с.

16. Скрыль Т.В. Формирование информационного сектора экономики: теоретико-методологический аспект / Т.В. Скрыль // Вестник ТГУ, 2018. — № 4. — С. 62–66.

17. Хайтун С.Д. Наукометрия. Состояние и перспективы / С.Д. Хайтун. — М.: Наука, 1983. — 169 с.

18. Яблонский А.И. Математические модели в исследовании науки. — М.: Наука, 1986. — 352 с.

19. Соотношение понятий наукометрия и библиометрия в структуре науковедения [Электронный ресурс]. — URL: http//cnb.uran.ru (дата обращения: 27.03.2020).

20. Garfi eld E. [Electronic resource]. — URL: http://www.garfi eld.library.upenn.edu/ (date of access 20.03.20).

21. San Francisco Declaration on Research Assessment [Electronic resource]. — URL: http://www.ascb.org/dora/ (date of access 25.03.20).

Отличительной особенностью современности является глобальная информатизация общества. Характерные черты информационного общества состоят в том, что главной формой развития является «информационная экономика»; в основу общества заложены генерация, хранение, обработка и использование знаний, автоматизированных с помощью новейшей информационной техники и технологий. Это еще раз подтверждает, что, благодаря ее непрерывному преобразованию в течение длительного времени, наука постоянно развивается. Сегодня она представляет собой разветвленные совокупности научных отраслей, том числе в сфере образования. Получение и накопление знаний, когда на смену традиционным технологиям поддержки научных исследований и образования приходят технологии искусственного интеллекта, становится тенденцией современности.

В современных экономических условиях информационные технологии оказывают влияние на создание и использование информационных ресурсов общества; реализацию информационной составляющей производственных и социальных процессов; оптимизацию и автоматизацию информационных процессов; обеспечение информационного взаимодействия между людьми в системе подготовки и распространения массовой информации; решение глобальных проблем человечества.

Для перехода на научно-технологический путь развития критически важным является решение задачи подготовки в системе высшего образования достаточного количества исследовательских кадров, а также повышение научной квалификации преподавательского состава [6]. Исследования показывают, что высокий интеллектуальный и образовательный потенциал могут быть эффективными и надежными драйверами экономического роста посредством формирования научно-технических идей и разработки наукоемких технологий и продукции [4]. Наука одновременно аккумулирует и накопленные знания о мире, и существующую практику, основанную на этих знаниях.

В информационной экономке повышается значимость науковедения, так как ее важным научным вопросом является проведение работы по выявлению и описанию наиболее значимых научных достижений ученых, в том числе в разрезе отраслей, а также максимально полный учет мировых научных наработок в процессах научного и научно-технологического развития. Актуальными можно назвать проблемы развития научно-технического потенциала и оценивания эффективности управления наукой, в том числе в сфере образования.

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Дадалко Светлана Викторовна, Взгляд на современное образование и наукометрию через призму информационной экономики и развития науки. Ученый совет. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: