Отличительной особенностью современности является глобальная информатизация общества. Характерные черты информационного общества состоят в том, что главной формой развития является «информационная экономика»; в основу общества заложены генерация, хранение, обработка и использование знаний, автоматизированных с помощью новейшей информационной техники и технологий. Это еще раз подтверждает, что, благодаря ее непрерывному преобразованию в течение длительного времени, наука постоянно развивается. Сегодня она представляет собой разветвленные совокупности научных отраслей, том числе в сфере образования. Получение и накопление знаний, когда на смену традиционным технологиям поддержки научных исследований и образования приходят технологии искусственного интеллекта, становится тенденцией современности.
В современных экономических условиях информационные технологии оказывают влияние на создание и использование информационных ресурсов общества; реализацию информационной составляющей производственных и социальных процессов; оптимизацию и автоматизацию информационных процессов; обеспечение информационного взаимодействия между людьми в системе подготовки и распространения массовой информации; решение глобальных проблем человечества.
Для перехода на научно-технологический путь развития критически важным является решение задачи подготовки в системе высшего образования достаточного количества исследовательских кадров, а также повышение научной квалификации преподавательского состава [6]. Исследования показывают, что высокий интеллектуальный и образовательный потенциал могут быть эффективными и надежными драйверами экономического роста посредством формирования научно-технических идей и разработки наукоемких технологий и продукции [4]. Наука одновременно аккумулирует и накопленные знания о мире, и существующую практику, основанную на этих знаниях.
В информационной экономке повышается значимость науковедения, так как ее важным научным вопросом является проведение работы по выявлению и описанию наиболее значимых научных достижений ученых, в том числе в разрезе отраслей, а также максимально полный учет мировых научных наработок в процессах научного и научно-технологического развития. Актуальными можно назвать проблемы развития научно-технического потенциала и оценивания эффективности управления наукой, в том числе в сфере образования.