По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 308 DOI:10.33920/nik-02-2101-02

Современный арт-рынок: искусство, экономика, маркетинг

Севастьянов Александр Никитич гл. науч. сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований АНО ВО «Московский гуманитарный университет», канд. филол. наук Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: mail@sevastianov.com

Статья посвящена анализу действия рыночного механизма в области искусства, а также влияния рынка на развитие массового вкуса и эстетического мейнстрима. Автор показывает, что рыночная цена на произведения искусства есть показатель, в котором в концентрированном виде собраны и воплощены все многочисленные факторы арт-рынка, как эстетические, так и экономические, включая конъюнктуру дня. То есть цена аккумулирует все общественные связи искусства. Распространяясь, аукционные каталоги как ничто иное делают арт-рынок глобальным, служа единой информационной базой для всех его участников. А широкая огласка результатов торгов формирует моду в искусстве, поднимает престиж того или иного направления, делает его главным. Материал статьи представляет интерес в рамках дисциплин «История искусства», «Современный арт-рынок».

Литература:

1. Где кончается искусство и начинается маркетинг [Электронный ресурс]. — URL: https://tanya-morozova.livejournal.com/338053.html.

2. Деготь Екатерина. Такой блистательный жук [Электронный ресурс]. — URL: http://os.colta.ru/art/projects/109/details/513/.

3. Современное искусство: большой мыльный пузырь [Электронный ресурс]. — URL: https://zen.yandex.ru/media/cosmopolitan/sovremennoe-iskusstvo-bolshoi-mylnyi-puzyr-5cf0f4e003f1e92608489e19.

Современный арт-рынок существует как чрезвычайно сложная система — как художественная, так и экономическая. Если исходить из изучения «аукционников» (каталогов, в составлении которых участвуют сотни экспертов), то видно, что арт-рынок разбит на неравноценные секторы. На первом месте по обороту денег, по ценам, регулярности и престижности продаж стоят импрессионисты, на втором (как ни странно это покажется моим соотечественникам) — старое и современное искусство Китая, живопись в том числе, а на почетном третьем — художники, связанные происхождением с Россией. И уже дальше — все остальные, в том числе весьма именитые и знаменитые. Русское искусство — это многомиллиардный рынок, на котором соревнуются крупнейшие аукционные дома — «Кристис» и «Сотбис» (Christie’s, Sotheby’s — эти двое занимают 90 % мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства), а также «Доротеум», «Афинса», «Филлипс де Пюри», «Бонхамс», «Тажан»...

«Сотбис» считается мировым лидером продаж в категории «Современное искусство»; между тем на всех вышеназванных аукционах ежегодно продается несколько сотен произведений современных художников, а еще больше — через различные частные галереи. Русское искусство занимает тут весьма видное место. Причем хотя старые русские мастера тоже считаются у «Сотбис» перспективным направлением, но оно пока не выходит за пределы 1 % от общего оборота фирмы; это связано с тем, что основной интерес стабильно проявляют только русскоязычные клиенты. Иное дело — русские художники Новейшего времени, важные для всего мира.

В 2007 г. «Сотбис» открыл в России дочернюю компанию «Сотбис РоссияСНГ». А конкурирующая с «Сотбис» фирма «Кристис» для того, чтобы дважды в год проводить в Нью-Йорке и Лондоне весьма престижные «русские торги» (Russian Sales), организовала специальный постоянно действующий Русский отдел. Объемы продаж заметно растут. Если в 2014 г. на «русских торгах» в Нью-Йорке «Кристис» выручила 2 миллиона 300 тысяч долларов, то последние торги в Лондоне (2017) принесли 16,9 млн фунтов. Вообще-то, «Кристис» проводит в среднем по два аукциона в день по всем видам искусства в 80 категориях, но в денежном выражении «русские торги», включая печатную продукцию и прикладное искусство, весьма весомы в общем обороте фирмы. Торги картинами осуществляются, как правило, по хронологическому принципу: вначале старые мастера России, затем мастера авангарда, потом мастера послевоенные, в особенности так называемый второй авангард («топовые» мастера — Д. Краснопевцев, В. Немухин, О. Рабин, И. Кабаков и др., цены на которых поднялись весьма высоко: недавно совсем маленькая работа Краснопевцева «ушла» за полмиллиона долларов). Сильным соперником для «Кристис» и «Сотбис» в отношении русского искусства выступает аукционный дом «Филлипс» (с 2001 г. «Филлипс де Пюри»), успешно продавший по рекордным ценам «Супрематическую композицию» Малевича (17 млн долларов), «Жука» Кабакова (5,8 млн), работы Эрика Булатова и другие весьма заметные в коммерческом отношении картины.

Для Цитирования:
Севастьянов Александр Никитич, Современный арт-рынок: искусство, экономика, маркетинг. Ученый совет. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: