В любом из направлений знакомство с европейской культурой начинается с ее истоков, с Античности. Бесспорно, именно Античность заложила первые камни в фундамент западной цивилизации, следовательно, именно этот период дает начало историческому анализу при изучении европейской культуры. При гуманитарной специализации, касается ли это культурологии или философии, правоведения или истории, литературы или искусствоведения, анализ этот, конечно же, будет глубже и обстоятельней.
И при кратком и при длительном изучении исторические реалии, отстоящие от нашего времени на многие сотни, даже тысячи лет, кажутся чрезвычайно далекими от нас. И потому знание о них представляется зачастую необязательным, избыточным, призванным выполнять исключительно просветительскую функцию. Такой подход нередко встречается у студенческой аудитории. Тем важнее обосновать парадигматику исторической преемственности, сукцессии, подтверждающей связь прошлого и настоящего, сделав этот анализ важным завершающим моментом изучения Античности. Реалии и достижения античной эпохи нельзя считать безвозвратно канувшими в Лету, наоборот, они проявляются как своеобразный феномен «вечного возвращения» Античности.
Радикализм, скорость совершающихся трансформаций, изменяющих среду обитания человека, неоспоримы. Перемены, произошедшие в XX в., в первые десятилетия XXI в., кажутся колоссальными. Ядерная энергия и полеты в космос, Интернет и генная инженерия, средства связи и виртуальный мир и многое, многое другое — мир меняется быстро и, казалось бы, необратимо. И в этом контексте может представляться достаточно проблематичным утверждение о «вечном возвращении» Античности (в известной степени тезис о «вечном возвращении» можно отнести и к Средневековью). Однако трансформации окружающей среды в наибольшей степени генерируются научно-техническим, технологическим прогрессом, имеют технологический характер. Что же касается общества, ментальности, искусства — они детерминируются иными факторами. Здесь античный, а также средневековый «геном» продолжает свое эволюционное развитие, подтверждая наличием разнообразных реплик онтологическое постоянство истоков.