По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008 DOI:10.33920/nik-02-2101-05

Культурный код Европы: Античность и ее «вечное возвращение»

Козьякова Мария Ивановна проф. кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России», д-р филос. наук, канд. экон. наук, проф. 109012, Россия, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2, Е-mail: markoz@yandex.ru

Автор показывает: повышение культурного уровня, социализация, раскрытие личностных качеств входит в контекст задач практически всех институтов образовательной сферы. Особенно важна гуманитарная компонента, которая развивает человеческий капитал любого общества, его интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал. Воспитание человека и гражданина происходит через знакомство с культурой, ее историей, поскольку культура есть сфера, «растящая и питающая личность» (П.А. Флоренский). У будущего специалиста необходимо сформировать универсальные компетенции, которые дополняют комплекс профессиональных. В этой связи речь может идти как о наличии непрофильных дисциплин, обеспечивающих необходимую культурную компетентность индивида, так и о получении профессиональной гуманитарной подготовки.

Литература:

1. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. — СПб.: Алетейя, 2000.

2. Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет…[Статьи, письма, высказывания]. — М.: Советский художник, 1968.

3. Бортенев А. И., Сергачева О. А., Коваленко Е.Н. Римское право: учебное пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2017.

В любом из направлений знакомство с европейской культурой начинается с ее истоков, с Античности. Бесспорно, именно Античность заложила первые камни в фундамент западной цивилизации, следовательно, именно этот период дает начало историческому анализу при изучении европейской культуры. При гуманитарной специализации, касается ли это культурологии или философии, правоведения или истории, литературы или искусствоведения, анализ этот, конечно же, будет глубже и обстоятельней.

И при кратком и при длительном изучении исторические реалии, отстоящие от нашего времени на многие сотни, даже тысячи лет, кажутся чрезвычайно далекими от нас. И потому знание о них представляется зачастую необязательным, избыточным, призванным выполнять исключительно просветительскую функцию. Такой подход нередко встречается у студенческой аудитории. Тем важнее обосновать парадигматику исторической преемственности, сукцессии, подтверждающей связь прошлого и настоящего, сделав этот анализ важным завершающим моментом изучения Античности. Реалии и достижения античной эпохи нельзя считать безвозвратно канувшими в Лету, наоборот, они проявляются как своеобразный феномен «вечного возвращения» Античности.

Радикализм, скорость совершающихся трансформаций, изменяющих среду обитания человека, неоспоримы. Перемены, произошедшие в XX в., в первые десятилетия XXI в., кажутся колоссальными. Ядерная энергия и полеты в космос, Интернет и генная инженерия, средства связи и виртуальный мир и многое, многое другое — мир меняется быстро и, казалось бы, необратимо. И в этом контексте может представляться достаточно проблематичным утверждение о «вечном возвращении» Античности (в известной степени тезис о «вечном возвращении» можно отнести и к Средневековью). Однако трансформации окружающей среды в наибольшей степени генерируются научно-техническим, технологическим прогрессом, имеют технологический характер. Что же касается общества, ментальности, искусства — они детерминируются иными факторами. Здесь античный, а также средневековый «геном» продолжает свое эволюционное развитие, подтверждая наличием разнообразных реплик онтологическое постоянство истоков.

Для Цитирования:
Козьякова Мария Ивановна, Культурный код Европы: Античность и ее «вечное возвращение». Ученый совет. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: