В статье показано: под натиском интегративных процессов, жизненной необходимости, включающей в себя всю совокупность межнациональных отношений и этнических интересов, новых реалий, порождаемых невиданным развитием научных знаний, осознается необходимость не только преодоления негативного отношения к русскому языку со стороны даже крайних этнических националистов, но и обязательности овладения им как средством межнационального общения и решения проблем, без которых бытие и развитие этноса невозможны.
Материалы, размещенные на портале федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, представляют проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей».
В статье рассматриваются взгляды на трактовку и понимание культуры в концепции М. Вебера — немецкого историка, философа, социолога, основателя «понимающей социологии». Показано, что введенное М. Вебером понятие «понимающая социология» отражает главную задачу исследователя — не просто понять количественные выражения определенных социальных тенденций, а понять окружающую социальную действительность и найти закономерности ее развития, то есть ответить не на вопрос «что», а на вопрос «почему». Вебер доказал, что различные феномены культуры могут быть познаны только как составляющие конкретного культурного континуума, образуемого сочетанием специфического социального времени и пространства. Материал статьи может быть использован при подготовке материалов лекций и практических заданий в рамках курсов «Социология культуры», «Теория и методология культуры», «История социологии».
В статье показано, что историю вокальной педагогики невозможно изучать изолированно от смежных областей. Здесь существует крепкая взаимосвязь с развитием классической музыки и научными открытиями в области анатомии голосового аппарата человека. Авторы осмысливают те основные тенденции в развитии музыкального образования певцов, которые сформировались в рамках старой итальянской школы.
В статье рассматривается сложный период развития Римской империи в момент перехода от республиканского правления к имперскому. Показаны изменение статуса граждан, их ценностей, новое отношение к закону, формирование новых качеств, таких как неприятие труда. Рассматриваются процессы отчуждения власти от граждан, а граждан — от государства. Материалы статьи могут быть использованы в рамках курсов «История», «История культуры».
Термин «тезаурус», активно входящий в понятийную систему социальных и гуманитарных наук в XXI веке, в том числе в субъектно ориентированную социологию в версии «тезаурусной социологии», уже давно используется в лингвистике, но его значение совсем другое. В статье показано различие смыслов тезауруса в лингвистике и социологии в связи с применением тезаурусного подхода к исследованиям молодежи.
В Московском гуманитарном университете сформирована уникальная корпоративная культура, которая впитала историю и традиции многих поколений студентов и преподавателей. Важно отметить, что в Научно-исследовательском центре нашего вуза в конце 1980-х — начале 1990-х годов был разработан «Закон о молодежи», который имел огромный резонанс в научных, политических кругах и в обществе. Университет дает фундаментальную подготовку по многим направлениям. В коллективе поддерживается традиция творчества и инноваций в социальной сфере. Многие студенты показывают свой талант на сцене. Важным элементом корпоративной культуры является театр-студия «Вокруг». Его основателем стал народный артист России, актер и режиссер Театра на Таганке Валерий Золотухин. Театр работает более 20 лет. Каждый год труппа выпускает новые спектакли, с которыми знакомятся студенты и жители района Вешняки. Театр-студия «Вокруг» создает особую атмосферу в вузе.
В статье ставится вопрос о необходимости осмысления механизмов формирования личности обучающегося, важнейшим из которых автор считает сдвиг мотива на цель, а также механизм идентификации и освоения социальных ролей, которые действуют на уровне подсознания вместе с сознательными формами «самопостроения».