По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.878

Становление и развитие вокальной педагогики в Италии XVII–XIX веков: старая итальянская школа

Шеремет Сергей Владимирович доцент кафедры вокального искусства МосГУ, заслуженный артист Украины, лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: sher-2170@mail.ru
Гареев Марат Миниахметович доцент кафедры вокального искусства МосГУ, заслуженный артист России, лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова, лауреат Х Международного конкурса им. П.И. Чайковского Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: sher-2170@mail.ru
Криницкая Светлана Сергеевна солистка Московского государственного академического театра оперетты, заслуженная артистка России, лауреат конкурса Belle voce, премии «Женское лицо года» от журнала «Планета Красота» Россия, 125009, Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 6, e-mail: sher-2170@mail.ru
Мухаметзянова Дина Рафисовна студентка Московского гуманитарного университета, направление подготовки «Вокальное искусство» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: sher-2170@mail.ru

В статье показано, что историю вокальной педагогики невозможно изучать изолированно от смежных областей. Здесь существует крепкая взаимосвязь с развитием классической музыки и научными открытиями в области анатомии голосового аппарата человека. Авторы осмысливают те основные тенденции в развитии музыкального образования певцов, которые сформировались в рамках старой итальянской школы.

Литература:

1. Венецианская школа // Музыкальная энциклопедия / под редакцией Ю.В. Келдыша. — Москва: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1.

2. Дживелегов, А.К., Бояджиев, Г.Н. Итальянский театр. Гуманизм и театр // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года. — Москва: Искусство, 1941.

3. Келдыш, Ю.В. Драматургия музыкальная // Музыкальная энциклопедия / под редакцией Ю.В. Келдыша. — Москва: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

4. Конен, В.Д. Театр и симфония. — Москва: Музыка, 1975.

5. Мугинштейн, М.Л. Хроника мировой оперы. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — Т. 1. 1600–1850.

Профессиональное обучение пению практикуется уже очень давно, и еще в древнем мире существовали свои учителя и методы обучения. Известно, что в те времена пение носило народный или религиозный характер и не предполагало сложной техники исполнительства. Пели интуитивно, музыка писалась просто с точки зрения исполнения, без технических изысков и с учетом естественной певучести человеческого голоса. Музыкальное наследие эпохи Возрождения продемонстрировало нам развитие чувства вкуса к эстетике совместного звучания голосов: зародилась школа полифонического периода. Техника исполнительства все более усложнялась. Открывалось все больше школ и капелл, рост кадров давал композиторам новые возможности. В XV веке великое наследие нидерландской контрапунктической школы проникло в Италию и совершенно трансформировалось здесь под влиянием народной песни [3, c. 20–21]. Хоровое пение уже исполнялось скорее как ансамбль солистов, а вскоре эти сочинения и вовсе стали перекладывать для одного певца с инструментальным сопровождением. Так стремление итальянцев к большей выразительности и «вокальность» нового стиля вскоре привели к обособлению отдельного солирующего голоса.

В начале XVII века во Флоренции, в момент формирования оперы как жанра, зародилась первая классическая вокальная школа [2]. Если раньше певцы были лишь частью большого коллектива, то переход от полифонии к гомофонии и становление оперного жанра открыли спрос на профессиональных певцов-солистов, владеющих широким диапазоном, звучным и красивым голосом, его подвижностью, широким дыханием и т.д. Так появилась первая старинная итальянская школа [5]. А к середине века Италия подарила нам искусство bell canto, ставшее основой развития профессионального вокала. Постепенно опера стала популярна в соседних государствах, что повлекло за собой и рост вокальной педагогики, и формирование национальных школ разных периодов. В целом в Западной Европе главные принципы вокальной техники были преемственны друг к другу и во многом совпадали. Основные различия скорее были оправданы разными стилевыми задачами. Следует учесть, что музыка имела свои национальные черты и, соответственно, предъявляла исполнителям совершенно специфические требования. Еще одним важным фактором было различие фонетики языка и даже диалекта. Так, например, выдающийся мелодизм флорентийской школы, несомненно, связан с их певучей манерой разговора, а закрытые тембры у французов вырабатывались, вероятнее всего, из-за определенного произношения гласных звуков. Так, мы вынуждены делить историю вокальной педагогики не только на этапы, но и на национальные школы.

Для Цитирования:
Шеремет Сергей Владимирович, Гареев Марат Миниахметович, Криницкая Светлана Сергеевна, Мухаметзянова Дина Рафисовна, Становление и развитие вокальной педагогики в Италии XVII–XIX веков: старая итальянская школа. Ученый совет. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: