Профессиональное обучение пению практикуется уже очень давно, и еще в древнем мире существовали свои учителя и методы обучения. Известно, что в те времена пение носило народный или религиозный характер и не предполагало сложной техники исполнительства. Пели интуитивно, музыка писалась просто с точки зрения исполнения, без технических изысков и с учетом естественной певучести человеческого голоса. Музыкальное наследие эпохи Возрождения продемонстрировало нам развитие чувства вкуса к эстетике совместного звучания голосов: зародилась школа полифонического периода. Техника исполнительства все более усложнялась. Открывалось все больше школ и капелл, рост кадров давал композиторам новые возможности. В XV веке великое наследие нидерландской контрапунктической школы проникло в Италию и совершенно трансформировалось здесь под влиянием народной песни [3, c. 20–21]. Хоровое пение уже исполнялось скорее как ансамбль солистов, а вскоре эти сочинения и вовсе стали перекладывать для одного певца с инструментальным сопровождением. Так стремление итальянцев к большей выразительности и «вокальность» нового стиля вскоре привели к обособлению отдельного солирующего голоса.
В начале XVII века во Флоренции, в момент формирования оперы как жанра, зародилась первая классическая вокальная школа [2]. Если раньше певцы были лишь частью большого коллектива, то переход от полифонии к гомофонии и становление оперного жанра открыли спрос на профессиональных певцов-солистов, владеющих широким диапазоном, звучным и красивым голосом, его подвижностью, широким дыханием и т.д. Так появилась первая старинная итальянская школа [5]. А к середине века Италия подарила нам искусство bell canto, ставшее основой развития профессионального вокала. Постепенно опера стала популярна в соседних государствах, что повлекло за собой и рост вокальной педагогики, и формирование национальных школ разных периодов. В целом в Западной Европе главные принципы вокальной техники были преемственны друг к другу и во многом совпадали. Основные различия скорее были оправданы разными стилевыми задачами. Следует учесть, что музыка имела свои национальные черты и, соответственно, предъявляла исполнителям совершенно специфические требования. Еще одним важным фактором было различие фонетики языка и даже диалекта. Так, например, выдающийся мелодизм флорентийской школы, несомненно, связан с их певучей манерой разговора, а закрытые тембры у французов вырабатывались, вероятнее всего, из-за определенного произношения гласных звуков. Так, мы вынуждены делить историю вокальной педагогики не только на этапы, но и на национальные школы.