По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.893

Трансформация римского общественного сознания в переходный период: от гражданина республики к имперскому подданному.

Колесниченко Лариса Ивановна кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: livkolesn@yandex.ru
Торос Даниэль Евгеньевич магистрант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: danyat1990@mail.ru

В статье рассматривается сложный период развития Римской империи в момент перехода от республиканского правления к имперскому. Показаны изменение статуса граждан, их ценностей, новое отношение к закону, формирование новых качеств, таких как неприятие труда. Рассматриваются процессы отчуждения власти от граждан, а граждан — от государства. Материалы статьи могут быть использованы в рамках курсов «История», «История культуры».

Литература:

1. Авиан. Басни. — Москва: Художественная литература, 1982.

2. Бабрий Федр. Басни. — Москва: Наука, 1962.

3. Буровский, А.М. Древний Рим. 1000-летняя биография. — Москва: Яуза; Эксмо, 2013.

4. Гай Плиний Цецилий Секунд (Младший). Письма Плиния Младшего. Панегирик императору Траяну. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/pismaplinija-mladshego-panegirik-imperatoru-trajanu/3.

5. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. Заговор Катилины. — Москва: Ладомир; АСТ, 1999.

6. Гарай, Р. Римские императоры [Текст]: галерея всех правителей Римской империи с 31 года до н.э. до 476 года н.э. / Ромола Гарай. — Москва: Центрполиграф, 2012.

7. Гиббон, Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: в 7 т. — Москва: TEPPA — Книжный клуб, 2008.

8. Гиленсон, Б.А. Античная литература. Древний Рим: в 2 кн. Книга 2. Глава XIV. Римское общество в послеавгустовскую эпоху: политика, нравы, художественная жизнь. — URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/gilensondrevnij-rim/rimskoe-obschestvo-v-posleavgustovskuyu-epohu.htm.

9. Гиро, П. Частная и общественная жизнь древних римлян. — URL: http:// www.sno.pro1.ru/lib/giro/.

10. Жан-Ноэль, Р. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений. — Москва: Молодая гвардия; Палимпсест, 2006.

11. Катасонов, В.Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному капитализму. — Москва: Кислород, 2015.

12. Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений. Часть 1. — Санкт-Петербург: Типография Императорской российской академии, 1834.

13. Культура Древнего Рима: в 2 т. Т. 1. — Москва: Наука, 1985.

14. Луций Анней Сенека. Трагедии. — Москва: Искусство, 1991.

15. Марк Туллий Цицерон. Диалоги. Философские трактаты. О государстве. — Москва: Науч.-изд. центр «Ладомир — Наука», 1994.

16. Марк Туллий Цицерон. Речи: в 2 т. Т. II. Речь в защиту Публия Сестия. — Москва: Академия наук СССР, 1962.

17. Публий Корнелий Тацит. История Рима от основания города: соч. в 2 т. Т. II. — Москва: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1993.

18. Тит Ливий. История Рима от основания города: в 3 т. Т. I. — Москва: Наука, 1989.

19. Филострат Флавий. Жизнь Аполлония Тианского. — Москва: Наука, 1985.

Строители Pax Romana и создатели его инфраструктуры — новая элита принципата — воспитывались в духе наследников доблестных предков, первейший долг которых — сохранить наследие, идеалы которых завещаны рядом поколений: «Рим и сила его держатся старинными нравами». Примерно те же слова произносит и ритор I века до н.э. Марк Фабий Квинтиллиан: «Мы должны уважать Энния, как уважаем древние священные рощи, огромные старинные дубы, которые не столько красивы, сколько почтенны» [12, c. 9]. Поль Гиро подтверждает: «Центральным в римской пропаганде II–I веков до н.э. являлся следующий постулат: Рим — центр власти над миром, абсолют, избранный богами для господства над покоренными народами, врагами цивилизации, которых для их же блага необходимо покорить и присоединить. Подобная идеология вызывала у граждан империи трепетное ощущение собственной избранности, нужности (сопричастности)…» [9]. Таким было мироощущение новых граждан молодой империи.

Эти идеалы всесторонне развивались и внедрялись во все слои римского общества данного времени, которое, по утверждению Э. Гиббона, «…представляло собой развитую социальную структуру со сложной картиной мира и национальным характером» [7, c. 51]. Поучительный путь от маленькой крестьянской общины со скромным хозяйством через город-полис к крупной мировой державе с богатой знатью исторически и неизбежно формировал у римских граждан память о предках-героях в устных и других источниках. Так слава предков определяла статус человека, но и человек, делая карьеру, изменяя свое положение в обществе, как бы поднимал значимость предков [3, c. 224].

В республиканскую эпоху этическим идеалом римлян было героическое поведение virtus с такими добродетелями, как величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов, верность гражданскому долгу, упорное терпение и настойчивость, мужество. Это способствовало победам Рима в том числе и над превосходящими по численности войсками противника, «милость покорным являя, смиряя войною надменных» [7, c. 57]. Постепенно, шаг за шагом, по мере завоевания и присоединения новых территорий (провинций), государство-полис разрасталось в империю. И поскольку завоевание территорий проходило в том числе в кровавых сражениях, а воспитание будущих воинов — на гладиаторских аренах, в жестокостях повседневной войны и военного быта, то постепенно стали огрубляться и изживаться ключевые нравственные основания, на которых строились ранее Римское государство и общество, — добродетель и честь. Их присвоили себе не истинные граждане, а аристократическая элита, сконцентрировавшая все поступавшие ресурсы и приобретения. В сельском хозяйстве труд свободного работника стал заменяться рабским трудом. Эти явления стали посылом к нравственной эрозии и последующему разложению римского общества.

Для Цитирования:
Колесниченко Лариса Ивановна, Торос Даниэль Евгеньевич, Трансформация римского общественного сознания в переходный период: от гражданина республики к имперскому подданному.. Ученый совет. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: