В заимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — сложного процесса установления и развития контактов между людьми.
Лишь по незнанию педагогику называют оторванной от жизни наукой. Воспитательное взаимодействие пронизывает все общественные институты. И будущих учителей учат профессиональному общению. Специальная педагогическая дисциплина «Педагогическая этика» дает определение морали, нравственности педагога, такта и его культуры. В педагогической теории прочно обосновался термин «педагогическое взаимодействие», дополнивший традиционное «педагогическое воздействие». Разрабатываются формы сотрудничества в обучении, диалога. И в то же время субъект этого сотрудничества — обучающийся — остается в силу многоликости явления величиной «терра инкогнита».
Научные исследования проблемы педагогической этики активизировались в 1960–1990-е годы, когда профессиональная этика стала предметом межнаучных исследований. Рассмотрению подвергались проблемы взаимосвязи нравственности и психической природы формирования нравственных явлений, социальных механизмов регулирования профессиональной деятельности, одним из которых является мораль, вопросы социальной ответственности преподавателя. Предметом исследования стали и нравственные отношения между участниками педагогического процесса. Были рассмотрены проблемы сущности педагогической морали, нормативной системы педагогической этики, регулирующей отношения всех участников педагогического процесса. В межнаучном аспекте рассматривалась этика педагогического общения и выделялся в качестве важного компонента нравственной культуры педагога педагогической такт. Как характеристика нарушения этики общения было введено понятие «педагогический конфликт». Вопросы нравственного воспитания педагога разрабатывались как обобщение опыта преподавания теоретического курса педагогической этики в некоторых педагогических заведениях, представивших кодексы профессиональной этики учителя, включающие систему основных нравственных требований.