По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.064.2

Этика взаимодействия педагога с обучающимися

Савостьянов Александр Иванович профессор Института массмедиа, факультета журналистики, кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник высшей школы РФ Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, e-mail: kotova20082009@yandex.ru

В статье ставится вопрос о необходимости осмысления механизмов формирования личности обучающегося, важнейшим из которых автор считает сдвиг мотива на цель, а также механизм идентификации и освоения социальных ролей, которые действуют на уровне подсознания вместе с сознательными формами «самопостроения».

Литература:

1. Профессиональный стандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н.

2. Профессиональный стандарт 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н.

3. Савостьянов, А.И. Методы саморегуляции эмоциональных состояний учителя // Народное образование. — 2001. — № 3. — С. 40–45.

4. Савостьянов, А.И. Профессиональная компетентность педагога: учебник для студентов высших учебных заведений. — Москва: Экон-Информ, 2009.

5. Савостьянов, А.И. Театральные технологии в реализации педагогического образования: теория и практика // Методист. — 2009. — № 5. — С. 42–45.

6. Савостьянов, А.И. Учитель, будь толерантным // Начальное образование. — 2016. — Т. 4, № 6. — С. 44–48.

7. Савостьянов, А.И. Ценности современных студентов как педагогическая проблема (полемические заметки) // Ученый совет. — 2019. — № 7. — С. 47–50.

В заимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — сложного процесса установления и развития контактов между людьми.

Лишь по незнанию педагогику называют оторванной от жизни наукой. Воспитательное взаимодействие пронизывает все общественные институты. И будущих учителей учат профессиональному общению. Специальная педагогическая дисциплина «Педагогическая этика» дает определение морали, нравственности педагога, такта и его культуры. В педагогической теории прочно обосновался термин «педагогическое взаимодействие», дополнивший традиционное «педагогическое воздействие». Разрабатываются формы сотрудничества в обучении, диалога. И в то же время субъект этого сотрудничества — обучающийся — остается в силу многоликости явления величиной «терра инкогнита».

Научные исследования проблемы педагогической этики активизировались в 1960–1990-е годы, когда профессиональная этика стала предметом межнаучных исследований. Рассмотрению подвергались проблемы взаимосвязи нравственности и психической природы формирования нравственных явлений, социальных механизмов регулирования профессиональной деятельности, одним из которых является мораль, вопросы социальной ответственности преподавателя. Предметом исследования стали и нравственные отношения между участниками педагогического процесса. Были рассмотрены проблемы сущности педагогической морали, нормативной системы педагогической этики, регулирующей отношения всех участников педагогического процесса. В межнаучном аспекте рассматривалась этика педагогического общения и выделялся в качестве важного компонента нравственной культуры педагога педагогической такт. Как характеристика нарушения этики общения было введено понятие «педагогический конфликт». Вопросы нравственного воспитания педагога разрабатывались как обобщение опыта преподавания теоретического курса педагогической этики в некоторых педагогических заведениях, представивших кодексы профессиональной этики учителя, включающие систему основных нравственных требований.

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Этика взаимодействия педагога с обучающимися. Ученый совет. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: