Развитие отраслей экономики, результативность хозяйственной деятельности организаций различных форм собственности обеспечивают работники, труд которых создает добавленную стоимость и формирует доходы организаций и государства в целом. Степень использования вещественного фактора производства зависит от уровня профессионального и культурного развития работника, совокупности его знаний, умений, навыков, компетенций, мотивации к труду и уровня организации труда. В статье раскрываются причины того, почему центром внимания современных концепций менеджмента является персонал, а управление развитием человеческого потенциала и человеческого капитала становится основным элементом стратегии по достижению целей организации.
В статье рассматривается ситуация политической социализации молодежи в современном вузовском образовании РФ. Структура политической культуры современной России не похожа на относительно гомогенный аналог западного общества. Она характеризуется многослойностью, в которой можно выделить традиционные, советские и постсоветские элементы; гетерогенностью — разделенностью на национальные и конфессиональные субкультуры; антиномичностью — поляризацией политических сил. По мнению автора, в итоге вузовского образования молодой человек должен получить ориентиры приобщения к политической культуре, а для этого необходимо: 1) знать историю становления и развития политической культуры в государстве, в котором он живет, то есть в России; 2) уважать эту историю и прошлое страны, потому что это был выбор наших предков; 3) понимать современные глобальные политические процессы и место России в них; 4) уметь отличать реальные факты и события от навязываемых СМИ.
Разность и даже альтернативность позиций ученых порождают в философии образования необходимость обратиться к синергетическому подходу. В статье показано: открытая сложность мира, познание которого составляет сущность образования, обусловливает потребность в трансформации, реформировании существующей образовательной системы в направлении содержательной и организационной открытости, усиления в ней творческих мотивов, духа свободы и спонтанности в реализации субъективности человека.
Вместе с возрастанием глобальности, масштабности происходящих перемен, ростом субъективизма нарушается устойчивость среды обитания — на место предсказуемого, значимого мира приходит мозаичное многообразие спонтанных вариаций, не поддающееся каким-либо прогностическим процедурам. Подобного рода процессы охватили сегодня сферы политики, науки и искусства, социальных и национальных отношений. В результате сформировалась неравновесная социальная среда, характеризующаяся спонтанными проявлениями, усложнением структуры, возникновением новых качеств. В статье ставится задача определить новое место культурологии в системе гуманитарных наук, формулируется актуальная тематика культурологических исследований, анализируются в новой парадигме хорошо знакомые культурные феномены, вдруг обнаруживающие совокупность неожиданных свойств.
В период научной революции в европейской культуре формируется принципиально открытая модель научно-образовательных пространств. Несмотря на идеологию Просвещения, эгалитарную образовательную модель Я.А. Коменского, права человека (право на доступ к информации) и появление Интернета, мировое сообщество до сих пор не реализовало идеал доступного образования и открытого знания. Более того, вопросы возникают как к открытой, так и к закрытой научно-образовательной модели, которые до сих пор продолжают конкурировать. В каждой из них можно найти сильные и слабые стороны.
Промышленная цивилизация породила существенное противоречие между технико-экономической и гуманитарной основами общества, что обусловило актуализацию проблемы множественных форм социально-культурного отчуждения человека. Преодоление указанного противоречия возможно лишь на основе гуманизации современной технологической культуры, признания и обеспечения «человеческого измерения» в качестве главного критерия развития общества. Сам характер современных технологий объективно требует в процессе их практического использования усиления роли человеческого фактора, существенного повышения уровня социальной ответственности использующего их специалиста. В статье формулируются задачи, стоящие перед высшей школой, которые связаны с формированием нового типа личности (в частности, личности специалиста), адекватного требованиям качественно нового формата социальной реальности. Рассматриваются новейшие образовательные технологии, связанные с сетевой коммуникацией и системой мультимедийных комплексов.
В статье раскрывается содержание проекта, связанного с созданием и внедрением в практику элементов инфраструктуры научно-технического творчества молодежи — центров технологической поддержки образования, обеспечивающей новые образовательные возможности в целях повышения качества обучения, развития новых современных форм дополнительного образования, интеграции науки, образования и производства.
В статье рассматриваются возможности веб-доски, которые первоначально нашли применение не в школьном, а в корпоративном образовании. Рассматриваются функции онлайн-досок, в том числе предназначенных для совместного обсуждения какоголибо проекта участниками, находящимися на удалении друг от друга. Анализируются возможности виртуальных досок, предназначенных в основном для демонстрации разнообразного контента, включающего видеоролики и аудиозаписи, а также заметки на доске или рисунки, и позволяющих размещать на них многостраничные документы, презентации, веб-страницы и т.п.