По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.026.3

Закрытые и открытые научные и образовательные пространства в культуре: pro et contra

Лисович Инна Ивановна профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор культурологии, кандидат филологических наук Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: mag-inna@yandex.ru

В период научной революции в европейской культуре формируется принципиально открытая модель научно-образовательных пространств. Несмотря на идеологию Просвещения, эгалитарную образовательную модель Я.А. Коменского, права человека (право на доступ к информации) и появление Интернета, мировое сообщество до сих пор не реализовало идеал доступного образования и открытого знания. Более того, вопросы возникают как к открытой, так и к закрытой научно-образовательной модели, которые до сих пор продолжают конкурировать. В каждой из них можно найти сильные и слабые стороны.

Литература:

1. Гатина М.Р. Возникновение науки в Англии в XVII веке: случай имперско-колониальной модели взаимодействия науки и власти // Политическая концептология. — 2010. — № 2. — С. 202–213.

2. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности / Пер. с англ. Л.Е. Переяславцевой и др.; под общ. ред. Г.В. Каменской. — М.: Праксис, 2003. — 366 [1] с.

3. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). — М.: Наука, 1989. — 160 с.

4. Мертон Р.К. «Эффект Матфея» в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // THESIS. — Вып. З. — 1993. — С. 256–276.

5. Хабермас Ю. Техника и наука как идеология / Пер. с нем. М.Л. Хорькова. — М.: Праксис, 2007. — 201 [1] c.

6. Biagioli M. Tacit Knowledge, Courtliness, and the Scientist's Body // Choreographing History / Susan L. Foster (ed.). — Bloomington: Indiana Univ. Press., 1995. — P. 69–81.

7. Biagioli M. How did Galileo develop his telescope? A ‘new’ letter by Paolo Sarpi // The Origins of the Telescope / eds. by Albert Van Helden et al. — Amsterdam: Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences Press, 2010. — P. 203–230.

8. Biagioli M. From Print to Patents: Living on Instruments in Early Modern Europe, 1500–1800 // History of Science. — 2006. — No. 44. — Р. 139–186.

9. Bourdieu P. Homo Academicus. — Stanford: Stanford University Press, 1988. — 300 p.

10. Cowan B. The Social Life of Coff ee: The Emergence of the British Coff eehouse. — New Haven & London: Yale Univ. Press, 2005. — XII, 364 p.

11. Dasgupta P., David P.A. Information Disclosure and the Economics of Science and Technology // Arrow and the Ascent of Modern Economic Theory / ed. by G. Feiwel. — N. Y.: New York Univ. Press, 1987. — 37 p.

12. David P.A. From Keeping «Nature’s Secrets» to the Institutionalization of «Open Science» // University of Oxford Discussion Papers in Economic and Social History. — 2001. — July. — No. 23. — P. 1–23.

13. Eamon W. From the Secrets of Nature to Public Knowledge: The Origins of the Concept of Openness in Science // Minerva: Review of Science, Learning, and Policy. — 1985. — No 23. — P. 321–327.

14. Iliff e R. «In the warehouse»: privacy, property and priority in the early Royal Society // History of Science. — 1992. — No. 30 (87). — P. 29–68.

15. Iliff e R. Material doubts: Hooke, artisan culture and the exchange of information in 1670s London // British Journal for the History of Science. — 1995. — Nо. 28 (98). — P. 285–318.

16. Lynn M. Popular Science and Public Opinion in Eighteenth-Century France. — Manchester and N. Y: Manchester Univ. Press, 2006. — IX, 177 p.

17. Rudwick M.J.S. Charles Darwin in London: The Integration of Public and Private Science // Isis. — 1982. — No. 73. — P.186–206.

18. Science and Civil Society / eds. by T. H. Broman, L. K. Nyhart // Osiris. — Vol. 17. — Chicago: University of Chicago Press, 2002. — 350 p.

19. Stewart L. Feedback Loop: A Review Essay on the Public Sphere, Pop Culture, and the Early-Modern Sciences // Canadian Journal History. — 2007. — Vol. 42. — No. 3. — P. 463–483.

Со второй половины XX века и до сих пор научные и образовательные институции находятся в ситуации кризиса рациональной идеологии Просвещения, основные тенденции которого описал Д. Грэй: «Хотя просветительский проект создания единой цивилизации завершился очевидным провалом, воплощаемый им импульс вестернизации внедрил почти во все культуры радикальный модернистский проект технологического подчинения природы, проект эксплуатации Земли человеком в своих целях. Это и есть, по сути дела, реальное наследство, полученное человечеством от проекта Просвещения, — бэконовский, ницшеанский, но также христианский и марксистский гуманистический проект превращения природы в объект человеческой воли. Лишенная своей теистической и метафизической сути, с присущим просвещенческому гуманизму явно призрачным обещанием освобождения, вестернизация воздействует на незападные культуры в эпоху поздней современности как форма революционного нигилизма» [2, с. 338–339].

В истории культуры проблемы открытости науки не раз были связаны с обсуждением ряда вопросов, связанных с последствиями ее рецепции в культурном пространстве. Среди этих вопросов можно выделить следующие: в каких пределах возможно сделать знание доступным для всех; можно ли осуществить полноценное взаимодействие между научным сообществом и людьми, не принадлежащими к нему; в какой мере общество доверяет ученым и как можно влиять на восприятие открытий обычными людьми?

Немаловажной причиной закрытости научно-образовательных пространств в культуре стало усложнение структуры научного знания, его закрытости по политическим, идеологическим, экономическим, дискурсивным причинам, на которые указал Ю. Хабермас: «Если раньше индустриально применимая информация держалась в секрете <…> вследствие частно-экономической конкуренции или охранялась законом, то сегодня свободный поток информации блокирован прежде всего связанными с военной тайной предписаниями. Задержка между моментом открытия и моментом публикации составляет <…> по меньшей мере три года <…>.

Для Цитирования:
Лисович Инна Ивановна, Закрытые и открытые научные и образовательные пространства в культуре: pro et contra. Ученый совет. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: