Характерная особенность современного этапа исторического развития российского общества заключается в масштабных трансформациях в различных областях, радикализме и высокой скорости происходящих перемен. Доминировавший вплоть до недавнего времени стадиальный тип общественного развития, детерминированный, как предполагалось, незыблемыми социальными, экономическими, культурными закономерностями, все более уходит в прошлое. Все это накладывает отпечаток на процессы в современном образовании, в том числе культурологическом.
Современные проблемы и перспективы культурологии, по нашему мнению, можно рассматривать в двух аспектах: диахроническом и синхроническом.
Диахронический аспект (подход) предполагает анализ вопроса в историческом развитии, что применительно к культурологии означает обязательную хронологическую выстроенность культурологических оценок и обобщений анализируемых явлений и процессов. Данный аспект в гуманитаристике был проанализирован в той или иной степени в работах Г. Гегеля, Ф. Ницше, М. Фуко, М. Хайдеггера. Синхронический же аспект означает рассмотрение проблемы в определенный, конкретный момент времени, что означает рассмотрение перспектив развития культурологии в настоящей, реальной действительности. Данный аспект основывается на несоответствии теоретического культурологического знания реалиям и практике наших дней и только начинает исследоваться отечественными учеными. Именно в этом аспекте нам и хотелось бы взглянуть на проблему перспектив отечественной культурологии в ХХI веке.
С самого начала развития цивилизации в любой точке культурного пространства и времени существовали и продолжают существовать культурные различия. Влияние их на развитие культуры любого народа трудно переоценить.
Во все времена оппозиция «своего» и «чужого» способствовала осознанию собственной культурной идентичности, а «образ врага» консолидировал сообщество. Взаимодействие культур — даже враждебных друг другу — в той или иной мере обогащало их опыт. Однако всегда ведущим лейтмотивом всей мировой культуры длительное время оставалось стремление к единству культуры на основе тех или иных базовых ценностей, признаваемых в качестве универсальных. В современном мире, которым, по образному выражению К. Нордстрема и Й. Ридедерстрале, «правит многообразие», все попытки игнорировать, нивелировать культурные различия или сводить их к общему знаменателю обречены на провал. Не менее опасно и стремление исключить тот или иной неповторимый культурный опыт из общего контекста, отрицая саму возможность компаративистского подхода к его изучению.