По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.92

Культурология в лабиринте современных образовательных императивов

Садохин Александр Петрович профессор кафедры управления информационными процессами Института государственной службы и управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доктор культурологии, профессор Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1, e-mail: ap.sadokhin@migsu.ranepa.ru

Вместе с возрастанием глобальности, масштабности происходящих перемен, ростом субъективизма нарушается устойчивость среды обитания — на место предсказуемого, значимого мира приходит мозаичное многообразие спонтанных вариаций, не поддающееся каким-либо прогностическим процедурам. Подобного рода процессы охватили сегодня сферы политики, науки и искусства, социальных и национальных отношений. В результате сформировалась неравновесная социальная среда, характеризующаяся спонтанными проявлениями, усложнением структуры, возникновением новых качеств. В статье ставится задача определить новое место культурологии в системе гуманитарных наук, формулируется актуальная тематика культурологических исследований, анализируются в новой парадигме хорошо знакомые культурные феномены, вдруг обнаруживающие совокупность неожиданных свойств.

Характерная особенность современного этапа исторического развития российского общества заключается в масштабных трансформациях в различных областях, радикализме и высокой скорости происходящих перемен. Доминировавший вплоть до недавнего времени стадиальный тип общественного развития, детерминированный, как предполагалось, незыблемыми социальными, экономическими, культурными закономерностями, все более уходит в прошлое. Все это накладывает отпечаток на процессы в современном образовании, в том числе культурологическом.

Современные проблемы и перспективы культурологии, по нашему мнению, можно рассматривать в двух аспектах: диахроническом и синхроническом.

Диахронический аспект (подход) предполагает анализ вопроса в историческом развитии, что применительно к культурологии означает обязательную хронологическую выстроенность культурологических оценок и обобщений анализируемых явлений и процессов. Данный аспект в гуманитаристике был проанализирован в той или иной степени в работах Г. Гегеля, Ф. Ницше, М. Фуко, М. Хайдеггера. Синхронический же аспект означает рассмотрение проблемы в определенный, конкретный момент времени, что означает рассмотрение перспектив развития культурологии в настоящей, реальной действительности. Данный аспект основывается на несоответствии теоретического культурологического знания реалиям и практике наших дней и только начинает исследоваться отечественными учеными. Именно в этом аспекте нам и хотелось бы взглянуть на проблему перспектив отечественной культурологии в ХХI веке.

С самого начала развития цивилизации в любой точке культурного пространства и времени существовали и продолжают существовать культурные различия. Влияние их на развитие культуры любого народа трудно переоценить.

Во все времена оппозиция «своего» и «чужого» способствовала осознанию собственной культурной идентичности, а «образ врага» консолидировал сообщество. Взаимодействие культур — даже враждебных друг другу — в той или иной мере обогащало их опыт. Однако всегда ведущим лейтмотивом всей мировой культуры длительное время оставалось стремление к единству культуры на основе тех или иных базовых ценностей, признаваемых в качестве универсальных. В современном мире, которым, по образному выражению К. Нордстрема и Й. Ридедерстрале, «правит многообразие», все попытки игнорировать, нивелировать культурные различия или сводить их к общему знаменателю обречены на провал. Не менее опасно и стремление исключить тот или иной неповторимый культурный опыт из общего контекста, отрицая саму возможность компаративистского подхода к его изучению.

Для Цитирования:
Садохин Александр Петрович, Культурология в лабиринте современных образовательных императивов. Ученый совет. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: