По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.032

Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала

Царегородцев Юрий Николаевич заведующий кафедрой менеджмента АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: info@mosgu.ru
Башина Ольга Эмильевна заведующий кафедрой статистики, маркетинга и бухгалтерского учета АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор экономических наук, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: kafstat@mosgu.ru
Карманов Михаил Владимирович профессор кафедры менеджмента АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор экономических наук, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: info@mosgu.ru

Развитие отраслей экономики, результативность хозяйственной деятельности организаций различных форм собственности обеспечивают работники, труд которых создает добавленную стоимость и формирует доходы организаций и государства в целом. Степень использования вещественного фактора производства зависит от уровня профессионального и культурного развития работника, совокупности его знаний, умений, навыков, компетенций, мотивации к труду и уровня организации труда. В статье раскрываются причины того, почему центром внимания современных концепций менеджмента является персонал, а управление развитием человеческого потенциала и человеческого капитала становится основным элементом стратегии по достижению целей организации.

Литература:

1. Афонин А.М., Афонина В.Е., Царегородцев Ю.Н. Актуальные проблемы подготовки кадров для промышленных производств. Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы экономических исследований» / Под ред. Е.Б. Крыловой, Ю.Н. Царегородцева. — М.: Изд-во МосГУ, 2013. — Вып. 6. — 182 с.

2. Беляевский И.К. Статистика в теории и прикладных исследованиях // Вопросы статистики. — 1999. — № 9.

3. Блейк В.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. — Киев, 1990.

4. Бобылев С.Н., Гусев А.А. и др. Экономика для защиты природы России. — М., 2001.

5. Васильчук Ю.А. Постиндустриальная экономика развития человека // МЭ и МО. — 1997. — № 9.

6. Гришкова Е.Е. Российское общество: теоретический анализ политической и правовой системы: Монография. — М.: НИП, 2007.

7. Гурков И.Б. Организационный механизм социально-экономической адаптации предприятий к рыночным условиям: Автореф. дис. д-ра экон. наук. — М., 1997.

8. Демографическая безопасность и интеллектуальный потенциал общества: Монография / О.Э. Башина, М.В. Карманов, Ю.Н. Царегородцев, П.А. Шевцов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. — 126 с.

9. Кязимов К.Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. — М.: Академия профессионального образования, 2000.

10. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях в условиях переходной экономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. — М.: ГУУ, 2000.

11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2050 г. // Российская газета. RG.RU. — URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok. html.

12. Развитие человеческого потенциала организаций: Учеб. пособие / Ю.Н. Царегородцев, Ю.Е. Ефремова, О.Э. Башина; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. — 212 с.

13. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. Госкомстата России. — М.: Финансы и статистика, 1995–2001.

14. Сайт Всемирного экономического форума [Электронный ресурс]. — URL: http//www.weforum.org.

15. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. — 18-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — С. 1360.

16. «Спецсталь»: стратегия развития // Металлург. — 2000. — № 2.

Опыт экономически развитых стран показывает, что в процессе становления информационного общества все больше внимания уделяется эффективности учебной, научной и производственной деятельности, повышению уровня технико-технологических и коммуникационных процессов, качеству подготовки руководителей, специалистов и рабочих. При этом образование не заканчивается с принятием на работу, поскольку знания быстро стареют, а квалификационные требования постоянно растут. То есть образование должно быть непрерывным, а его связь с рынком труда — постоянным процессом с интегрированными задачами и целями деятельности.

В этих условиях особое значение имеет управление профессиональным развитием персонала, предполагающее совместную деятельность образовательных учреждений всех уровней и разных форм собственности, координацию их усилий. В первую очередь это относится к воспроизводству профессиональных кадров для крупных производств. Здесь обучение персонала связано со значительными затратами времени, интеллектуальных и финансовых ресурсов, наличием учебно-методического и педагогического обеспечения, сложностью подготовки персонала для малых и средних организаций, многогранная деятельность которых обусловливает особые требования к работникам — универсальности и предприимчивости.

Таким образом, для технически и технологически сложных производств важнейшее значение имеет не только и не столько подготовка новых кадров, а профессиональная переподготовка и повышение квалификации имеющегося персонала, способствующие более эффективному развитию человеческого потенциала и наращиванию человеческого капитала. Основными принципами развития профессионального образования и образовательных учреждений должны быть:

  • гибкость образования, характеризующаяся скоростью реагирования на требования промышленности, возможность изучения отдельных технологий по заказам предприятий, индивидуализация обучения;
  • соединение образования, научных исследований и инноваций в единый процесс на основе формирования учебно-научно-производственных комплексов (кластеров);
  • опережающая подготовка на основе использования результатов прорывных научных исследований, передовой техники и современных образовательных технологий;
  • активизация деятельности на мировом рынке образовательных услуг;
  • непрерывная подготовка рабочих, научных и управленческих кадров с использованием разного уровня образовательных программ (переподготовка и повышение квалификации под девизом «от одной вершины профессионального мастерства к другой вершине»);
  • повышение мобильности образования за счет повышения гибкости образования на основе кредитов, переподготовки, получения второго образования, в том числе дистанционно.

Это обусловлено тем, что структурные сдвиги в развитии экономических отношений и возрастание роли невещественного производства сопровождаются системной эволюцией человеческого потенциала. Именно накопление интеллектуальных ресурсов становится базисом устойчивого экономического развития. В свою очередь, для устойчивого экономического развития необходимо формирование благоприятных условий, обеспечивающих функционирование человеческого капитала [2, с. 3–8]. При этом решающую роль играет фактор многогранной, динамичной, широко образованной личности, понимающей суть происходящих событий и умеющей использовать их. Образовательные усилия по разъяснению рыночной идеологии должны подготовить ее к многообразию возникающих нестандартных ситуаций и возможным путям преодоления негативных последствий.

Для Цитирования:
Царегородцев Юрий Николаевич, Башина Ольга Эмильевна, Карманов Михаил Владимирович, Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала. Ученый совет. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: