По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.032; 008.2

Передовые рубежи философии образования: синергетический подход

Бирич Инна Алексеевна профессор кафедры философии и религиоведения ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктор философских наук, доцент Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, e-mail: dogm@mos.ru
Панченко Ольга Григорьевна профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат философских наук Россия, 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, e-mail: academy@apkpro.ru

Разность и даже альтернативность позиций ученых порождают в философии образования необходимость обратиться к синергетическому подходу. В статье показано: открытая сложность мира, познание которого составляет сущность образования, обусловливает потребность в трансформации, реформировании существующей образовательной системы в направлении содержательной и организационной открытости, усиления в ней творческих мотивов, духа свободы и спонтанности в реализации субъективности человека.

Литература:

1. Бирич И.А., Панченко О.Г. В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы: Монография. — М.-Екатеринбург: Уральское изд-во; Большая Медведица, 2010. — 256 с.

2. Буданов В.Г. Синергетическая методология в постнеклассической науке и образовании // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 174–211.

3. Князева Е.Н. Пробуждающее образование // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 369–387.

4. Луков Вал.А. Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания: Монография. — М.: Флинта; Наука, 2007.

5. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 592 с.

Последние дискуссии в философских журналах по поводу применимости синергетического метода в гуманитарных исследованиях, в которых участвуют как специалисты — естественники и математики, так и известные в нашей стране философы, показали, что этот метод обладает большим творческим потенциалом для изменения привычных взглядов на общественные процессы. Ведь они хоть и носят системный характер, но обладают, как и природные системы, НЕлинейностью, НЕзамкнутостью, НЕравномерностью, НЕравновесностью и НЕустойчивостью.

Поэтому, если мы хотим понимать законы самоорганизации сложных социальных систем, к каким относится и образовательная система, нам всем сегодня необходимо овладеть эволюционно-синергетическим мышлением и методологией междисциплинарного синтеза.

Вот объективные качества образовательной системы, подвластные синергетическому подходу, но не известные ее участникам.

Нелинейность образования вытекает из того, что сам человек, особенно юный человек, представляет собой пример крайне нелинейных отношений: существуют границы чувств, эмоций, страстей, восприятия мира, его познания и осмысления, которые невозможно предугадать. Нелинейность образования опровергает классно-урочную систему и систему вузовских учебных планов, строящихся из стихийного набора учебных дисциплин, согласованных по часам, но не по содержанию. Временнáя линейка взросления работает — девять классов в основной школе, четыре года обучения в бакалавриате, но накопление знаний и тяга к самообразованию происходят за стенами учебного заведения. Никакие ЕГЭ и зачеты не расскажут нам об этом. И нам это кажется опасной тенденцией: если мы не можем прогнозировать естественный результат, мы вынуждены его искусственно «натягивать».

Незамкнутость (открытость) образования свидетельствует о его спонтанном взаимодействии с несколькими такими же открытыми системами на микро- и макроуровне: семьей, городом, страной, человечеством. Открытость образования опровергает необходимость четких программ.

Для Цитирования:
Бирич Инна Алексеевна, Панченко Ольга Григорьевна, Передовые рубежи философии образования: синергетический подход. Ученый совет. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: