Последние дискуссии в философских журналах по поводу применимости синергетического метода в гуманитарных исследованиях, в которых участвуют как специалисты — естественники и математики, так и известные в нашей стране философы, показали, что этот метод обладает большим творческим потенциалом для изменения привычных взглядов на общественные процессы. Ведь они хоть и носят системный характер, но обладают, как и природные системы, НЕлинейностью, НЕзамкнутостью, НЕравномерностью, НЕравновесностью и НЕустойчивостью.
Поэтому, если мы хотим понимать законы самоорганизации сложных социальных систем, к каким относится и образовательная система, нам всем сегодня необходимо овладеть эволюционно-синергетическим мышлением и методологией междисциплинарного синтеза.
Вот объективные качества образовательной системы, подвластные синергетическому подходу, но не известные ее участникам.
Нелинейность образования вытекает из того, что сам человек, особенно юный человек, представляет собой пример крайне нелинейных отношений: существуют границы чувств, эмоций, страстей, восприятия мира, его познания и осмысления, которые невозможно предугадать. Нелинейность образования опровергает классно-урочную систему и систему вузовских учебных планов, строящихся из стихийного набора учебных дисциплин, согласованных по часам, но не по содержанию. Временнáя линейка взросления работает — девять классов в основной школе, четыре года обучения в бакалавриате, но накопление знаний и тяга к самообразованию происходят за стенами учебного заведения. Никакие ЕГЭ и зачеты не расскажут нам об этом. И нам это кажется опасной тенденцией: если мы не можем прогнозировать естественный результат, мы вынуждены его искусственно «натягивать».
Незамкнутость (открытость) образования свидетельствует о его спонтанном взаимодействии с несколькими такими же открытыми системами на микро- и макроуровне: семьей, городом, страной, человечеством. Открытость образования опровергает необходимость четких программ.