Современные глобальные процессы формирования информационного общества объективно определяют ключевую роль науки и вузовского образования в реализации базовых задач постиндустриальной модернизации России. Наука и образование являются основой постепенно складывающегося инновационного типа развития, общекультурный смысл которого состоит в обеспечении органичного и взаимообусловливающего единства технологического и гуманитарного измерений прогресса общества.
В свою очередь, решение столь серьезных задач объективно ставит систему высшего образования перед необходимостью «самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось» [5]. Российская высшая школа, объективно являясь орудием системной трансформации общества, сама на протяжении более чем двух десятилетий подвергается глубокому и всестороннему реформированию.
Важнейшей проблемой модернизации института высшей школы на современном этапе является формирование новой парадигмы его развития, исходящей из признания доминирующей роли образования и науки в формировании информационной цивилизации. Процессы становления постиндустриальной (информационной) цивилизации настоятельно востребуют необходимость формирования активно-поискового, творческипреобразовательного потенциала человека, способного к решению глобальных и региональных задач. При этом новая проектно-практическая модель вузовского образования должна синтезировать в себе культурноисторический и проектно-программный подходы. Это означает, что университет должен, с одной стороны, включить студента в традицию истории, философии, науки и культуры, а с другой — научить его профессионально адекватному анализу и решению актуальных проблем.
Формирование новой образовательной стратегии, соответствующей вызовам информационного общества, в существенной мере связано с переходом от «обучения» к «образованию». Если обучение как алгоритмически-инструктивный метод связано прежде всего и главным образом с узкопрофессиональной ориентацией высшей школы, то образование понимается как система, нацеленная не только на формирование научнопознавательного потенциала обучающегося, но и на развитие и активное использование его творческих личностных характеристик. Образование в отличие от обучения нацелено на формирование многогранного и в то же время целостного мышления, адекватного современной сложности окружающего мира. Означенные общие характеристики новой парадигмы развития высшего образования в России выражают суть компетентностного подхода, выражающего одновременно и методологическое основание, и содержательное наполнение программы кардинальной перестройки системы российского образования в целом.