По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Перспективные технологии обучения в высшей школе XXI века

Сазонова Наталья Николаевна доцент кафедры социологии и психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», кандидат философских наук, доцент Россия, 199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, д. 2, e-mail: sazonova-nata@yandex.ru

Промышленная цивилизация породила существенное противоречие между технико-экономической и гуманитарной основами общества, что обусловило актуализацию проблемы множественных форм социально-культурного отчуждения человека. Преодоление указанного противоречия возможно лишь на основе гуманизации современной технологической культуры, признания и обеспечения «человеческого измерения» в качестве главного критерия развития общества. Сам характер современных технологий объективно требует в процессе их практического использования усиления роли человеческого фактора, существенного повышения уровня социальной ответственности использующего их специалиста. В статье формулируются задачи, стоящие перед высшей школой, которые связаны с формированием нового типа личности (в частности, личности специалиста), адекватного требованиям качественно нового формата социальной реальности. Рассматриваются новейшие образовательные технологии, связанные с сетевой коммуникацией и системой мультимедийных комплексов.

Литература:

1. Акимова Е.В. Применение современных наукоемких информационных технологий в учебном процессе вуза // Современное образование: содержание, технологии, качество: XXI Междунар. научно-метод. конф.: в 2 т. — Т. 2. — СПб., 2015. — С. 135–138.

2. Башарин С.А., Скороходов А.А. Методические аспекты организации практикума для дистанционного обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество: XIX Междунар. научно-методич. конф.: в 2 т. — Т. 2. — СПб., 2013. — С. 27–29.

3. Боброва Л.В. Образовательный процесс в распределенной аудитории // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Материалы Х Всероссийской конф. — Т. 3. — М., 2012. — С. 32–33.

4. Боброва Л.В., Машкарина Л.В. Учебно-информационные комплексы дистанционного обучения // Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары, 2012. — С. 170–172.

5. Высшее образование в ХХI веке: подходы и практические меры. Заключительный доклад Всемирной конференции по высшему образованию. — Париж: ЮНЕСКО, 5–9 октября 1998 года. — С. 8.

6. Копыльцов А.А. Инновационные технологии образования // Современное образование: содержание, технологии, качество: XIX Междунар. научно-методич. конф.: в 2 т. — Т. 2. — СПб., 2013. — С. 197–198.

7. Пресс И.А. Организация общения «преподаватель-студент» на базе современных дистанционных технологий // Новые технологии и формы обучения. — СПб.: СЗТУ, 2011. — С. 7–18.

8. Пресс И.А. Поиски эффективных способов организации работы студентов на базе современных информационно-коммуникационных технологий // Электронная Казань 2011: Материалы Третьей Международной научно-практической конф. — Казань, 2011. — С. 151–154.

9. Пресс И.А. Психолого-дидактические аспекты применения дистанционных обучающих технологий на платформе LMS MOODLE в учебном процессе территориально распределенного технического университета // MOSСOW Education Online 2010: Четвертая междунар. конф. по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. — М.: РВ-Принт, 2010. — С. 145–147.

Современные глобальные процессы формирования информационного общества объективно определяют ключевую роль науки и вузовского образования в реализации базовых задач постиндустриальной модернизации России. Наука и образование являются основой постепенно складывающегося инновационного типа развития, общекультурный смысл которого состоит в обеспечении органичного и взаимообусловливающего единства технологического и гуманитарного измерений прогресса общества.

В свою очередь, решение столь серьезных задач объективно ставит систему высшего образования перед необходимостью «самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось» [5]. Российская высшая школа, объективно являясь орудием системной трансформации общества, сама на протяжении более чем двух десятилетий подвергается глубокому и всестороннему реформированию.

Важнейшей проблемой модернизации института высшей школы на современном этапе является формирование новой парадигмы его развития, исходящей из признания доминирующей роли образования и науки в формировании информационной цивилизации. Процессы становления постиндустриальной (информационной) цивилизации настоятельно востребуют необходимость формирования активно-поискового, творческипреобразовательного потенциала человека, способного к решению глобальных и региональных задач. При этом новая проектно-практическая модель вузовского образования должна синтезировать в себе культурноисторический и проектно-программный подходы. Это означает, что университет должен, с одной стороны, включить студента в традицию истории, философии, науки и культуры, а с другой — научить его профессионально адекватному анализу и решению актуальных проблем.

Формирование новой образовательной стратегии, соответствующей вызовам информационного общества, в существенной мере связано с переходом от «обучения» к «образованию». Если обучение как алгоритмически-инструктивный метод связано прежде всего и главным образом с узкопрофессиональной ориентацией высшей школы, то образование понимается как система, нацеленная не только на формирование научнопознавательного потенциала обучающегося, но и на развитие и активное использование его творческих личностных характеристик. Образование в отличие от обучения нацелено на формирование многогранного и в то же время целостного мышления, адекватного современной сложности окружающего мира. Означенные общие характеристики новой парадигмы развития высшего образования в России выражают суть компетентностного подхода, выражающего одновременно и методологическое основание, и содержательное наполнение программы кардинальной перестройки системы российского образования в целом.

Для Цитирования:
Сазонова Наталья Николаевна, Перспективные технологии обучения в высшей школе XXI века. Ученый совет. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: