В статье анализируется понятие развития «самостоятельности» личности в рамках изменения образовательной среды. Автор рассматривает специфику педагогических особенностей развития самостоятельности личности. Выделяет уровни развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста. Анализ работ К.А. Абульханова-Славской, Л.С. Выготского А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона позволяет определить научные подходы к проблеме развития самостоятельности как самобытности личности. С помощью личностно-деятельностного подхода Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, а также научных трудов, посвященных вопросам развития самостоятельности у дошкольников З.В. Елисеева, Н.С. А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова автор смогла организовать и провести опытно-экспериментальное исследование. Данное исследование по определению уровня самостоятельности личности доказывает эффективность выбранных методов и приемов работы с дошкольниками. В методике исследования применялись: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, карта проявлений самостоятельности автор А.М. Щетинина; статистические методы обработки полученных данных. Научно-теоретический анализ показывает, что собственно самостоятельная деятельность, наиболее полно определяется как целенаправленная, внутренне структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Педагогическими особенностями формирования самостоятельности личности являются применение личностно-деятельностного и субъектного подходов. По результатам изучения развития у детей дошкольного в практике можно вывод об уровне развития самостоятельности. Исследование не претендует на завершенность и может быть продолжено с точки зрения расширения педагогического процесса развития и формирования самостоятельности личности.