Статья поступила 07.08.2021.
Самостоятельность имеет в своей основе идею самодвижения, изменения объекта под влиянием внутренних, присущих ему противоречий, факторов и условий, рассматривающийся в относительном противопоставлении движению, происходящему под влиянием внешних сил [1].
Самостоятельный — значит независимый, существующий автономно, обладающий собственной инициативой, совершаемый собственными силами. «Сопутствующими» терминами в различных энциклопедических изданиях служат такие понятия, как инициатива, целеустремленность, творчество. Самостоятельность в любом виде проявления должна обладать следующими свойствами: проявляться при наличии осознанного стремления к действиям, существовать независимо от внешних факторов и условий; должно сопровождаться получением идеального или реального продукта [2].
Обратимся к средневековым догматическим методам обучения, в которых была противопоставлена идея формирования самостоятельности и самодеятельности ученика [3, с. 152–159]. Например, Ж.-Ж. Руссо «отрицал всякий авторитаризм в обучении и выступал за получение знаний из окружающей действительности». И. Г. Песталоцци предлагал «развивать самостоятельность в приобретении знаний, в ходе трудовой деятельности и считал, что-то чего человек не приобрел сам, путем своей деятельности, не является его личным достоянием. А. А. Дистерверг особо выделял самостоятельность мышления ребенка» [4].
В начале XX века проблема развития самостоятельности в процессе обучения вновь становится одной из более обсуждаемых. В это время выделяются основные идеи и направления реализации этой педагогической проблемы в дидактике, где ребенка необходимо учить исследовательскому труду посредством самостоятельных работ. Автор идеи Н. Дерябкин провозгласил: «активный исследователь-учащийся плюс активный педагог-исследователь дают в сумме единую структуру самостоятельной работы» [5].
В первой четверти XX века А. Ветвинский сформулировал и нашел экспериментальное подтверждение этой идее. Он отмечал, «что ребенку легче использовать в учении те знания и факты, которые он добыл сам, в верности которых он убедился в практической деятельности и в ходе теоретических обобщений. Поэтому, помимо общих навыков исследовательской работы, в процессе самостоятельного труда ребенок приобретает знания такого уровня и качества, которые оказывают непосредственное влияние на расширение и углубление теоретических знаний и представлений об изучаемом, а также служат основой для самостоятельного поиска знаний» [6].