По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.026.7-053.4 DOI:10.33920/pol-01-2111-06

Современные подходы к развитию самостоятельности личности в век глобализации

Халикова Джени Андреевна НОУ «Частная школа «Взмах», Россия, 194295, Санкт-Петербург, пр. Художников, 3, корп. 2, E-mail: milli-garsij91@mail.ru, ORCID 0000-0003-3803-1753

В статье анализируется понятие развития «самостоятельности» личности в рамках изменения образовательной среды. Автор рассматривает специфику педагогических особенностей развития самостоятельности личности. Выделяет уровни развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста. Анализ работ К.А. Абульханова-Славской, Л.С. Выготского А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона позволяет определить научные подходы к проблеме развития самостоятельности как самобытности личности. С помощью личностно-деятельностного подхода Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, а также научных трудов, посвященных вопросам развития самостоятельности у дошкольников З.В. Елисеева, Н.С. А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова автор смогла организовать и провести опытно-экспериментальное исследование. Данное исследование по определению уровня самостоятельности личности доказывает эффективность выбранных методов и приемов работы с дошкольниками. В методике исследования применялись: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, карта проявлений самостоятельности автор А.М. Щетинина; статистические методы обработки полученных данных. Научно-теоретический анализ показывает, что собственно самостоятельная деятельность, наиболее полно определяется как целенаправленная, внутренне структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Педагогическими особенностями формирования самостоятельности личности являются применение личностно-деятельностного и субъектного подходов. По результатам изучения развития у детей дошкольного в практике можно вывод об уровне развития самостоятельности. Исследование не претендует на завершенность и может быть продолжено с точки зрения расширения педагогического процесса развития и формирования самостоятельности личности.

Литература:

1. Белкина ВН. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. М.: Юрайт, 2020. 171 с.

2. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика / Л. Н. Галигузова , С. Ю. Мещерякова-Замогильная. М.: Юрайт, 2019. 254 с.

3. Возчиков В. А. Медиакультурный фактор образования / В. А. Возчиков // Философия образования. 2007. № 18. С. 152–159.

4. Гуревич П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич. Юрайт, 2016. 479 c.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика/ Л. В. Мардахаев. Люберцы: Юрайт, 2015. 376 c.

6. Овчарова Л. Н. Семья и дети в России: особенности современной жизни и взгляд в будущее / Под редакцией Л.Н. Овчаровой, Л.М. Прокофьевой. М.: ИСЭПН РАН, 2010. 274 с..

7. Горьков И. А. Формирование идентичности и гуманитарное образование / И. А. Горьков // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2016. № 4 (23). С. 62–68.

8. Джуринский А. Н. педагогика / А. Н. Джуринский. Юрайт, 2016. 440 c.

9. Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. Люберцы: Юрайт, 2016. 364 c.

10. Николаев М.С. Метаморфозы социализации в обществе потребления / М.С. Николаев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 17-21.

11. Асланова С.Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С.Х. Асланова // Молодой учёный. 2019. № 9. С. 511–514.

12. Цэцэнбилэг Ц. Трансформация социальных идентичностей в глобализационном контексте / Ц. Цэцэнбилэг // Философские науки. 2012. № 11. С. 23.

13. Шанина Л.М. Всё начинается с семьи / Л.М. Шанина // Семья в России. 2010. № 3. С. 11-13.

14. Григорьев И.В. Право социального обеспечения / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. М: Юрайт, 2019. 428 с.

15. Бермус А.Г. Практическая педагогика / А.Г. Бермус. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

16. Мудрик А.В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях / А.В. Мудрик // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 16-21.

17. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста / О. О. Гонина. М.: Юрайт, 2020. 426 с.

18. Westerik M. Immigrants and the Socialization of the Self // Social Cosmos. 2011. № 2. P. 133–139.

19. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. М.: Юрайт, 2020. 219 с.

20. Ковалевич В. Т. Первоначальное накопление человеческого капитала ресурсами системы образования / В. Т. Ковалевич, О. В. Шайдурова, О. М. Долидович. Красноярск: СФУ, 2015. 188 с.

1. Belkina V. N. Psychology of early and preschool childhood / V. N Belkina. Moscow: Yurayt, 2020. 171 p.

2. Galiguzova L. N. Preschool pedagogy / L. N. Galiguzova, related by S. Yu. Meshcheryakova-Zamogilnaya. M.: Yurayt, 2019. 254 p.

3. Vozchikov V. A. Mediacultural factor elements of the philosophy of the conclusion of education/ / providing the philosophy of the place of education. 2007. No. 18. pp. 152–159.

4. Gurevich P. S. Separation of purchasing psychology and pedagogy / P. S. Gurevich. fi rst Lyubertsy: general Yurayt, 2016. 479 p.

5. Mardakhaev L. V. Social pedagogy is also a stage / L. V. Mardakhaev. Lyubertsy: Yurayt, 2015. 376 p.

6. Ovcharova L. N. The separation of family by convenience and children in developing Russia: providing features to the system of modern life process and the element of the view of features into the future / Edited by L. N. Ovcharova, L. M. Prokofieva. M.: ISEPN RAS, events 2010 system-274 p.

7. Gorkov I. A. Formation of identity and humanitarian education / I. A. Gorkov // Culture and education: scientifi c and informational journal of universities of culture and arts. 2016. № 4 (23). P. 62–68.

8. Dzhurinsky A. N. Comparative social pedagogy / A. N. Dzhurinsky. The impact of Lyubertsy: associated Yurayt, 2016. 440 p.

9. Krivshenko L. P. Pedagogy / L. P. Krivshenko, L. V. Yurkina. Lyubertsy: Yurayt distribution, distribution 2016. 364 p.

10. Nikolaev M. S. More Metamorphosis conclusion of socialization in the information society trade of consumption / M. S. Nikolaev // Are accompanied by a Bulletin of the Kazan state only the external elements of the University division of culture and arts conclusion. 2011. No. 3. P. 17–21.

11. Aslanov S. H. Contemporary problems of social policy and the ways of their improvement / S. H. Aslanov // Young scientist. 2019. No. 9. Pp. 511–514.

12. Tsetsenbileg Ts. Transformation of goods by the distribution of social demand of profi t identities in the globalization-only context of trade / Ts. Tsetsenbileg // Philosophical Sciences. 2012. No. 11. P. 23.

13. Shanina L. M. Everything begins with a wide family of merchants / L. M. Shanina // Family in Russia. 2010. No. 3. Pp. 11–13.

14. Grigoriev I. V. The right of social security / I. V. Grigoriev, V. Sh. Shaikhatdinov. Moscow: Yurayt, 2019. 428 p.

15. Bermus A. G. Practical pedagogy / A. G. Bermus. Moscow: Yurayt, 2020. 128 p.

16. Mudrik AV. Places of dissocial elements of education in «countercultural» organizations / A. V. Mudrik // Distinctive problems of informational modern education. 2011. No. 4. Pp. 16–21.

17. Gonina O. O. Psychology of preschool age / O. O. Gonina. Moscow: Yurayt, 2020. 426 p.

18. Westerik M. Immigrants and the Socialization of the Self // Social Cosmos. 2011. No. 2. P. 133–139.

19. Bolotina L. R. Preschool pedagogy / L. R. Bolotina. Moscow: Yurayt, 2020. 219 p.

20. Kovalevich V. T. Initial accumulation of human capital by the resources of the education system / V. T. Kovalevich, O. V. Shaidurova, O. M. Dolidovich. Krasnoyarsk: SFU, 2015. 188 p.

Статья поступила 07.08.2021.

Самостоятельность имеет в своей основе идею самодвижения, изменения объекта под влиянием внутренних, присущих ему противоречий, факторов и условий, рассматривающийся в относительном противопоставлении движению, происходящему под влиянием внешних сил [1].

Самостоятельный — значит независимый, существующий автономно, обладающий собственной инициативой, совершаемый собственными силами. «Сопутствующими» терминами в различных энциклопедических изданиях служат такие понятия, как инициатива, целеустремленность, творчество. Самостоятельность в любом виде проявления должна обладать следующими свойствами: проявляться при наличии осознанного стремления к действиям, существовать независимо от внешних факторов и условий; должно сопровождаться получением идеального или реального продукта [2].

Обратимся к средневековым догматическим методам обучения, в которых была противопоставлена идея формирования самостоятельности и самодеятельности ученика [3, с. 152–159]. Например, Ж.-Ж. Руссо «отрицал всякий авторитаризм в обучении и выступал за получение знаний из окружающей действительности». И. Г. Песталоцци предлагал «развивать самостоятельность в приобретении знаний, в ходе трудовой деятельности и считал, что-то чего человек не приобрел сам, путем своей деятельности, не является его личным достоянием. А. А. Дистерверг особо выделял самостоятельность мышления ребенка» [4].

В начале XX века проблема развития самостоятельности в процессе обучения вновь становится одной из более обсуждаемых. В это время выделяются основные идеи и направления реализации этой педагогической проблемы в дидактике, где ребенка необходимо учить исследовательскому труду посредством самостоятельных работ. Автор идеи Н. Дерябкин провозгласил: «активный исследователь-учащийся плюс активный педагог-исследователь дают в сумме единую структуру самостоятельной работы» [5].

В первой четверти XX века А. Ветвинский сформулировал и нашел экспериментальное подтверждение этой идее. Он отмечал, «что ребенку легче использовать в учении те знания и факты, которые он добыл сам, в верности которых он убедился в практической деятельности и в ходе теоретических обобщений. Поэтому, помимо общих навыков исследовательской работы, в процессе самостоятельного труда ребенок приобретает знания такого уровня и качества, которые оказывают непосредственное влияние на расширение и углубление теоретических знаний и представлений об изучаемом, а также служат основой для самостоятельного поиска знаний» [6].

Для Цитирования:
Халикова Джени Андреевна, Современные подходы к развитию самостоятельности личности в век глобализации. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: