По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147:371.314.6 DOI:10.33920/pol-01-2111-08

Исследовательская и проектная деятельность студентов: социально-психологические аспекты

Ольга Юрьевна Муллер БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», Россия, 628400, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, E-mail: olga_megion@mail.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8938-5386

В статье исследуются социально-педагогические и психологические аспекты управления исследовательской и проектной деятельностью студентов. Рассматривается роль в этих видах деятельности понятий «интерес», «творчество», «мотивация» и «надситуативная активность», раскрывающих сущность проектной и исследовательской деятельности. Целью исследования является влияние роли интереса студентов на эффективность проектной и исследовательской деятельности. Новизна темы исследования выражена указанием на высокую роль интереса студентов в проектной и исследовательской деятельности, который в обоих случаях значительно влияет на эффективность результатов реализации проектов или исследовательских работ. Теоретическая значимость исследования представлена рассмотренными структурными взаимосвязями при реализации проектной и исследовательской деятельности. Практическая значимость выражена обобщенными выводами о важности организации психологической среды, ориентированной на интересы каждого студента, в которой осуществляются данные виды деятельности. Методологическая база исследования — литературный обзор, структурный и сравнительный анализ. Результаты исследования указывают на то, что эффективность реализации проектной и исследовательской деятельности во многом определяется гибкостью подхода к обучению и созданными условиями образовательной среды, способствующими формированию положительного отношения студентов к предлагаемым образовательным темам, занятиям и проектам.

Литература:

1. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. № 76–2. С. 30–35.

2. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «исследовательская деятельность студентов педагогического вуза» / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Дискуссия. 2006. № 8. С. 112–120.

3. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Милорадова. Москва: Юрайт, 2019. 307 с.

4. Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология // авторы-составители Н. В. Зоткин, М. Е. Серебрякова. Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. 196 с.

5. Психология эмоций и мотивации: учеб.-метод. пособие / Сост. Г. В. Митина, А. Н. Нугаева, Г. А. Шурухина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2020. 110 с.

6. Интерес. — URL: https://psychological.slovaronline.com/681-INTERES (дата обращения: 28.07.2021).

7. Кудинова, О. С. Проектная деятельности в вузе как основа инноваций / О. С. Кудинова, Л. Г. Скульмовская // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 21.08.2021).

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %20 3++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 26.07.2021).

9. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. 168 с.

10. Образцов, П. И. Методология педагогического исследования: учебное пособие для академического бакалавриата / П. И. Образцов. Москва: Юрайт, 2017. 132 с.

11. Леонтович, А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C. 42–51.

12. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А. И. Савенков. М.: «Ось-89», 2006. 230 с.

13. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.

14. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 127 с.

15. Творчество. — URL: https://1289.slovaronline.com/51- %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE %D1 %80 %D1 %87 %D0 % B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE (дата обращения: 28.07.2021).

16. Муллер, О. Ю. Современная модель методической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О. Ю. Муллер // Ценности и смыслы. 2017. № 2. С. 149–158.

1. Belova T. G. Issledovatel’skaya i proektnaya deyatel’nost’ uchashchihsya v sovremennom obrazovanii / T. G. Belova // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 2008. № 76–2. S. 30–35.

2. Ippolitova N. V. Analiz ponyatiya «Issledovatel’skaya deyatel’nost’ studentov pedagogicheskogo vuza» / N. V. Ippolitova, N. S. Sterhova // Diskussiya. 2006. № 8. S. 112–120.

3. Miloradova N. G. Psihologiya i pedagogika: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / N. G. Miloradova. Moskva: Izdatel’stvo YUrajt, 2019. 307 s.

4. Obshchaya psihologiya. Psihologiya motivacii i emocij:uchebno-metodicheskij kompleks dlya special’nosti 030301.65 Psihologiya // avtory-sostaviteli N. V. Zotkin, M. E. Serebryakova. Samara: Izd-vo «Univers grupp», 2007. 196 s.

5. Psihologiya emocij i motivacii: ucheb.-metod. posobie / Sost. G. V. Mitina, A. N. Nugaeva, G. A. SHuruhina. Ufa: Izdvo BGPU, 2020. 110 s.

6. Interes. — URL: https://psychological.slovaronline.com/681-INTERES (data obrashcheniya: 28.07.21).

7. Kudinova O. S. Proektnaya deyatel’nosti v vuze kak osnova innovacij / O. S. Kudinova, L. G. Skul’movskaya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 4. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (data obrashcheniya: 21.08.21).

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. № 121 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie». — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/ Bak/440301_B_3_15062021.pdf (data obrashcheniya: 26.07.21).

9. Sovremennaya gimnaziya: vzglyad teoretika i praktika / Pod red. E. S. Polat. M.: Gumanit.-izd. centr VLADOS, 2000. 168 s.

10. Obrazcov P. I. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata / P. I. Obrazcov. Moskva: Izdatel’stvo YUrajt, 2017. 132 s.

11. Leontovich A. V. Praktika realizacii programmy issledovatel’skoj deyatel’nosti uchashchihsya / A. V. Leontovich // Issledovatel’skaya rabota shkol’nikov. 2002. № 2. C. 42–51.

12. Savenkov A. I. Psihologicheskie osnovy issledovatel’skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie / A. I. Savenkov. M.: «Os’ — 89», 2006. 230 s.

13. Petrovskij V. A. Psihologiya neadaptivnoj aktivnosti / V. A. Petrovskij. M.: TOO «Gorbunok», 1992. 224 s.

14. Matyash N. V. Psihologiya proektnoj deyatel’nosti shkol’nikov v usloviyah tekhnologicheskogo obrazovaniya / N. V. Matyash. Mozyr’: RIF «Belyj veter», 2000. 127 s.

15. Tvorchestvo. — URL: https://1289.slovaronline.com/51- %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE %D1 %80 %D1 %87 %D0 % B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE (data obrashcheniya: 28.07.21).

16. Muller O. Yu. Sovremennaya model` metodicheskoj gotovnosti pedagogov k rabote v usloviyax inklyuzivnogo obrazovaniya / O. Yu. Muller // Cennosti i smy`sly`. 2017. № 2. S. 149–158.

Статья поступила 23.08.2021

Изучению проектной и исследовательской деятельности студентов уделено большое внимание, однако среди множества современных научных публикаций не указывается на принципиальные различия между проектной и исследовательской деятельностью студентов [1]. Поэтому целесообразно провести сравнительный анализ этих понятий и определить характер их структурной взаимосвязи, что позволит повысить эффективность управления соответствующими процессами.

По мнению Н. В. Ипполитовой и Н. С. Стерховой, научно-исследовательская деятельность студентов является особым видом познавательной деятельности, направленной на получение объективно новых научных знаний, осуществление которой предполагает возможность получения объективно новых научных знаний, имеющих значение для профессиональной деятельности [2]. Исследовательская деятельность подразумевает такое исследование, при котором решение заранее неизвестно.

Важность познавательной деятельности для человека исходит от чувствительности человека — способности отражать нейтральные воздействия внешней среды, которые идентифицируются человеком как жизненно важные. Чувствительность человека обуславливает наличие ощущения, эмоциональности, восприятия, мышления и когнитивных процессов. Управление последними дает основу для организации целенаправленной исследовательской деятельности [3]. Эмоции в данном процессе выполняют функцию подкрепления, поддерживая внимание и память на необходимом для успешного познания уровне. При этом, учитывая чувственную основу эмоций, их функции усиливаются по мере увеличения внешнего воздействия, поэтому значимая и наиболее интересная информация запоминается памятью гораздо лучше, чем «скучная» и неинтересная информация или тема исследования [4].

Учитывая чувственную основу познавательной деятельности человека, обуславливается важность учета интересов студентов к самостоятельному выбору темы проекта. Это связано с тем, что процесс рационального (научного) познания никогда полностью не лишается эмоциональных процессов, а также внимания и памяти. Эмоции обладают функцией связывания «сердцевины» психики — иррациональных потребностей с мотивами рациональной природы, регулируемых когнитивными способностями (вниманием и памятью). Мотивация, в свою очередь, служит связующим звеном между потребностями и целенаправленными действиями, в результате которых можно сознательно управлять [5].

Для Цитирования:
Ольга Юрьевна Муллер, Исследовательская и проектная деятельность студентов: социально-психологические аспекты. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: