Статья поступила 23.08.2021
Изучению проектной и исследовательской деятельности студентов уделено большое внимание, однако среди множества современных научных публикаций не указывается на принципиальные различия между проектной и исследовательской деятельностью студентов [1]. Поэтому целесообразно провести сравнительный анализ этих понятий и определить характер их структурной взаимосвязи, что позволит повысить эффективность управления соответствующими процессами.
По мнению Н. В. Ипполитовой и Н. С. Стерховой, научно-исследовательская деятельность студентов является особым видом познавательной деятельности, направленной на получение объективно новых научных знаний, осуществление которой предполагает возможность получения объективно новых научных знаний, имеющих значение для профессиональной деятельности [2]. Исследовательская деятельность подразумевает такое исследование, при котором решение заранее неизвестно.
Важность познавательной деятельности для человека исходит от чувствительности человека — способности отражать нейтральные воздействия внешней среды, которые идентифицируются человеком как жизненно важные. Чувствительность человека обуславливает наличие ощущения, эмоциональности, восприятия, мышления и когнитивных процессов. Управление последними дает основу для организации целенаправленной исследовательской деятельности [3]. Эмоции в данном процессе выполняют функцию подкрепления, поддерживая внимание и память на необходимом для успешного познания уровне. При этом, учитывая чувственную основу эмоций, их функции усиливаются по мере увеличения внешнего воздействия, поэтому значимая и наиболее интересная информация запоминается памятью гораздо лучше, чем «скучная» и неинтересная информация или тема исследования [4].
Учитывая чувственную основу познавательной деятельности человека, обуславливается важность учета интересов студентов к самостоятельному выбору темы проекта. Это связано с тем, что процесс рационального (научного) познания никогда полностью не лишается эмоциональных процессов, а также внимания и памяти. Эмоции обладают функцией связывания «сердцевины» психики — иррациональных потребностей с мотивами рациональной природы, регулируемых когнитивными способностями (вниманием и памятью). Мотивация, в свою очередь, служит связующим звеном между потребностями и целенаправленными действиями, в результате которых можно сознательно управлять [5].