Статья поступила 03.08.2021.
Современный этап социально-экономического развития характеризуется глубокой трансформацией и усилением процессов цифровизации во всех сферах общественной жизни. Новое время ставит перед человеком, обществом и государством новые задачи с позиций эффективного социального развития.
На вектор социального развития страны, на его темпы и эффективность оказывает влияние множество факторов, среди которых экономические, технологические, научные, культурные факторы, уровень благосостояния общества, качество жизни населения и др. По мнению отечественных исследователей, понятие социального развития все в большей мере начинает утверждаться с позиций увеличения возможностей развития и удовлетворения многообразных субъективных и объективных потребностей человека и различных групп населения, а также предполагает развитие самого человека [1]. Соответственно, успешность социального развития общества во многом определяется качеством человеческого капитала, а именно качеством подрастающего и молодого поколения, его потенциалом и уровнем развития.
В контексте формирования нового социокультурного пространства, в контексте процессов цифровизации встают задачи повышения качества подрастающего и молодого поколения и минимизация рисков, обусловленных новой научно-технологической реальностью.
Сегодня информационные технологии оказывают все большее влияние на процессы социализации и становления подрастающего и молодого поколения. Развитие самосознания молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, потребностей и интересов, развитие личности в целом в условиях текущей реальности ХХI века определяются не только традиционными социальными институтами, такими как семья и образование, но и зависят от воздействия средств массовой информации, сети Интернет, виртуальной реальности, киберпространства, социальных сетей и других современных технологий.
В условиях новой реальности стремительно развивается такой социальный феномен, как киберсоциализация, главным объектом которой становятся подростки и молодежь как наиболее активная категория населения с точки зрения освоения виртуальной действительности и информационно-коммуникационных технологий. Как показал анализ научной литературы, киберсоциализация — это «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [2, с. 6].