По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37:00437:004 DOI:10.33920/pol-01-2111-07

Теоретико-прикладные аспекты реализации организационно-правовых подходов к развитию SMART-технологий в цифровой образовательной среде

Светлана Анатольевна Трыканова канд. ист. наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», Россия, 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, E-mail: Svetlana.trykanova@gmail.com, ORCID 0000-0003-1330-1040

В статье определяется актуальность развития теоретико-прикладных подходов к внедрению SMART-технологий в цифровой образовательной среде. Цель исследования — сформулировать объективные характеристики понятия «SMART-технологии» в образовании для дальнейшего внедрения в содержание нормативных документов в сфере совершенствования организационно-правовых условий цифровой образовательной среды. В статье в рамках междисциплинарного дискурса анализа и компаративного подхода обобщен российский и зарубежный опыт имплементации SMART-технологий в образовательный процесс. Сделаны выводы о сущностных компонентах SMART-технологий в цифровой образовательной среде для реализации в профильных нормативных документах. Результаты исследования могут быть использованы в теоретико-прикладных исследованиях в области модернизации организационно-правовых условий образовательной среды.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение». — URL: http://v-school.narod.ru/E-LEARN/RAB-MAT/andreev-pon_do.htm (дата обращения: 01.08.2021).

3. Бектурова, З. К. SMART технологии в образовании / З. К. Бектурова, Н. Н. Вагапова // Вестник «Өрлеу»-kst. 2015. № 3. С. 17–21.

4. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.

5. Дмитриевская Н. А. Смарт-образование. — URL: http://www.myshared.ru/slide /72152/ (дата обращения: 01.06.2021).

6. ИКТ-компетентность педагога как повышение качества образования. — URL: http://infed.ru/articles/636/ (дата обращения: 01.08.2021).

7. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. 434 с.

8. Профессиональный стандарт педагога. — URL: https://kapotnya.mskobr.ru/files/professional_nyj_standart_pedagoga.pdf (дата обращения: 01.08.2021).

9. Тихомирова Н. В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к SMART-университету. — URL: http://smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart.Html (дата обращения: 01.08.2021).

10. SMART-education: новый подход к развитию образования. — URL: https://portal.tpu.ru/eltpu/SMART-learning (дата обращения: 01.08.2021).

1. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on December 8, 2020) «On Education in the Russian Federation».

2. Andreev A. A. On the question of the definition of the concept of «distance learning». — URL: http://v-school.narod.ru/ELEARN/RAB-MAT/andreev-pon_do.htm (accessed: 01.08.2021). (In Russian)

3. Bekturova Z. K., SMART technologies in education / Z. K. Bekturova, N. N. Vagapova // Bulletin «Orleu» kst. 2015. No. 3. S. 17–21. (In Russian)

4. Gable E. Digital transformation of school education. International experience, trends, global recommendations [Text] / per. from English; under scientific. ed. P. A. Sergomanova; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. M.: NRU HSE, 2019. 108 p. (In Russian)

5. Dmitrievskaya N. A. SMART education. — URL: http://www.myshared.ru/slide/72152/ (accessed: 01.08.2021). (In Russian)

6. ICT competence of a teacher as improving the quality of education. — URL: http://infed.ru/articles/636/ (date of access: 01.08.2021).

7. Polat E. S. Theory and Practice of Distance Learning: A Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions / E. S. Polat. M.: Academy, 2004. 434 p. (In Russian)

8. Professional standard of a teacher. — URL: https://kapotnya.mskobr.ru/files/professional_nyj_standart_pedagoga.pdf (accessed: 01.08.2021). (In Russian)

9. Tikhomirova N. V. Global strategy for the development of a smart society. MESI on the way to SMART University. — URL: http: //smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart. Html (accessed: 01.08.2021).

10. SMART-education: a new approach to the development of education. — URL: https://portal.tpu.ru/eltpu/SMART-learning (accessed: 01.08.2021). (In Russian)

Статья поступила 13.08.2021.

В настоящее время в образовательной сфере происходит цифровая трансформация процессов и технологий. В области образования формируется новая реальность, где размываются статусы, границы и расстояния между людьми, сокращается время обучения, практически любая информация становится доступной. Подходы, технологии и продукты образовательного пространства заметно расширяются и проходят модернизацию за счет развития цифровой среды: переход от бумажных изданий на электронные, разработка массовых открытых онлайн-курсов ведущих университетов и кампаний по всему миру, цифровые платформы, обучающие сервисы и т. п. Сегодня университетская среда пытается адаптироваться к происходящим изменениям и найти свое место в сфере образования, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества.

Следует отметить, что создание современной цифровой образовательной среды и внедрение SMART-технологий в образовательный процесс требует не только решение проблемы теоретического дискурса, но и формирования правовой модели SMARTобразования. В п. 1. ст. 16 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» формулируется содержание понятий «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии» [1]. В частности, электронное обучение рассматривается как организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, дистанционные образовательные технологии, образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Для Цитирования:
Светлана Анатольевна Трыканова, Теоретико-прикладные аспекты реализации организационно-правовых подходов к развитию SMART-технологий в цифровой образовательной среде. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: