В марте 2020 г. началась пандемия вируса COVID-19. Правительство РФ было вынуждено, ориентируясь на позитивный зарубежный опыт, ввести частичный локдаун. В результате применения подобных ограничений в ряде сфер начались серьезные экономические проблемы. Они затронули и сектор жилищного строительства. Для преодоления возникших трудностей власти предприняли ряд шагов: во-первых, они предоставили льготную ипотеку; во-вторых, окончательно переориентировались на реализацию договоров с эскроу-счетами; в-третьих, субсидировали пострадавшие строительные компании. Все это привело к существенному росту цен на объекты недвижимости в РФ и последующему «разогреванию» цен на рынке.
В России в очередной раз реализуют комплексную программу реформирования строительного сектора. Внедрение эскроу-счетов в совокупности с разразившимся экономическим коронакризисом приводит к дестабилизации финансовой устойчивости всех строительных компаний: при этом преференциальная государственная политика, направленная на качественное изменение ситуации путем точечных бюджетных вливаний или внедрения идеи юридической защиты от банкротства, не может продолжаться бесконечно долго. Именно поэтому руководству строительных компаний необходимо продумать переформатирование своей работы по методологии «Форсайт». Форсайт — это длительный устоявшийся процесс, направленный на определение стратегического развития фирмы с учетом дестабилизирующих ее факторов. Цель — выявить проблемные точки, установить возможные прорывные позиции для улучшения конкурентной ситуации на рынке.
В 2020 г. на фоне пандемии коронавируса особое звучание приобрела концепция BIM-строительства. Предполагается, что любое здание, строение и сооружение возможно смоделировать в удаленных условиях по нескольким показателям: начиная от процедуры проектирования объекта и завершая его будущей ликвидацией. Эксперты склонны считать, что концепция BIM позволяет уменьшить некорректное ценообразование и нормирование в сфере строительства, сокращает издержки, миниминизирует коррупциогенность отраслей.
При строительстве объектов застройщик обязан планировать свою работу. Процесс оперативного планирования называется бюджетированием. Бюджетирование предполагает, учитывая составленную проектно-сметную документацию, а также план продаж, выделение средств из фондов компании на достижение определенных тактических и стратегических целей. В теории и практике строительной деятельности выделяются следующие виды бюджетов: закупок; строительства, запасов, возможных операционных трат, доходно-расходной части, движения денег; инвестиционные бюджеты; бюджеты финансирования, продаж; иные бюджеты компании; прогнозный баланс. Для составления указанных бюджетов строительная организация вынуждена либо нанимать специальный отдел, либо использовать автоматизированные программы, позволяющие систематизировать заложенную в них информацию по основным элементам. Процесс бюджетирования оценивается в научной и практической среде разнонаправленно: ряд исследователей говорят о высоких позитивных результатах подобной работы (есть возможность материальной мотивации коллектива, менеджеры лучше понимают свою социальную роль); другие обращают внимание на недостатки (высока вероятность различных внутренних конфликтов, появляющихся в связи с распределением денежных ресурсов).
Любое строительство предполагает организацию и проведение надлежащих контрольных мероприятий со стороны заказчика и подрядчика. Цель — устранение возможных нарушений, привлечение виновных лиц к ответственности. Правовая регламентация вопросов организации и проведения строительного контроля содержится в нескольких нормативных правовых актах: Градостроительном кодексе РФ, постановлении Правительства РФ № 468, ГОСТах и СНиПах (всего около 80 документов разной юридической силы). Хотя все вышеупомянутые акты и считаются чрезмерно детализированными, однако, производя комплексный правовой анализ, можно выявить явные дефекты юридической техники. Их устранение возможно путем внесения комплексных изменений в действующую нормативную правовую базу.
Строительный сектор считается одним из наиболее развитых и стабильных в РФ с экономической точки зрения. Однако определенная консервативность сферы не считается залогом защиты от криминала. Как следует из информационных материалов МВД, за первые шесть месяцев 2019 г. правонарушители в сфере строительства совершили более 5,2 тыс. преступлений, общий ущерб от которых составил около 158 трлн рублей. Расследование указанных преступлений, как отмечают исследователи, проходит крайне сложно и неоднозначно: во-первых, есть проблемы в определении объемов доказательств; во-вторых, уровень квалификации сотрудников правоохранительных органов не позволяет установить правдивость данных, представленных в проектно-сметной документации, на логическом сопоставлении разных материалов.
Если застройщик в срок не сдаст объект по договору долевого участия (ДДУ), то в этом случае клиент имеет возможность переуступить право требования к такому недобросовестному юрлицу. Получивший права требования может обратиться в суд с иском не только о предоставлении жилого помещения, но и о взыскании суммы компенсации морального вреда, неустойки и т. д. Нередко эти требования оборачиваются против строительных корпораций: суды, оценивая доказательства, взыскивают с застройщиков миллионы рублей за нарушение требований Гражданского кодекса РФ или иных нормативных актов. Вполне очевидно, что такие взыскания можно оценить как несбалансированные, нарушающие права одного из участников гражданского оборота. Для устранения перекосов необходимо либо изменить законодательство, установив предельные показатели взыскиваемых сумм, либо систематизировать судебную практику на уровне Верховного Суда РФ.
Юридические требования к составлению сметы определены сразу в нескольких нормативных правовых актах: Градостроительном кодексе РФ (установлен основной понятийный аппарат, определены правила формирования начальной цены контракта при госзакупках), постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, а также иных документах. Все эти акты закрепляют ряд правил, применяемых в обязательном порядке: смета предполагает указание графиков выполнения работ, к ней прикладываются данные по уровню цен, при необходимости составляется ведомость объемов работ. Сопоставляя составление смет в РФ и зарубежных странах, стоит отметить, что в зарубежном законодательстве формат агрегирования данных в ПСД совсем иной: во-первых, там фиксируется большая стоимостная детализация; во-вторых, составленные сборники нормативов постоянно пересматриваются и уточняются. Все это лишает строительный сектор коррупциогенных подпиток.
Объекты капитального строительства должны быть комфортными, вписывающимися в городскую среду. Это императивное требование заложено в Указе Президента РФ от 2018 г. Реализация данного нормативного положения на практике возможна только в том случае, если заинтересованные субъекты будут использовать инновационные методики: к таковым, например, относят BIM-моделирование. Анализируя зарубежный позитивный опыт такого моделирования, можно заключить, что существует два основных тренда «юридического включения» BIM: первый — если опытный город, где реализуется такая технология, реально и объективно показал улучшение качества жизни; второй — если внедрение технологии может прогнозируемо привести к благоприятным результатам.
В статье анализируются системные проблемы и новые вызовы обеспечения мониторинга ресурсов производственной деятельности на межотраслевом уровне. Даются рекомендации по организационным и инновационным изменениям в данной сфере вопросов.
Внесение изменений в главу 49.1 ТК РФ об особенностях регулирования труда дистанционных работников, вступивших в силу с 1 января 2021 г., вызывает объективную потребность разработки предложений по совершенствованию установленных норм с учетом практики их применения. Целью исследования выступает правовой анализ изменений, внесенных в главу 49.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Автор анализирует правовые нормы о локальном регулировании трудовых отношений дистанционных работников, определяет достоинства и недостатки правовых конструкций и предлагает конкретизировать ч. 3 ст. 312.9 ТК РФ.
В настоящей статье рассматривается, какие мероприятия должны осуществить работодатели в связи с переходом на электронный кадровый документооборот, какие вопросы остались нерешенными в результате данного нововведения.
В статье рассматривается вопрос о влиянии процесса цифровизации экономики на правовое регулирование дисциплинарной ответственности работников в контексте развития понятия «дисциплинарный проступок» как фактического основания применения данного вида юридической ответственности.