По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

BIM-моделирование транспортных путей и городских объектов в контексте формирования комфортной среды в России и в зарубежных странах (КНР)

Михаил Евгеньевич Чирков г. Санкт-Петербург

Объекты капитального строительства должны быть комфортными, вписывающимися в городскую среду. Это императивное требование заложено в Указе Президента РФ от 2018 г. Реализация данного нормативного положения на практике возможна только в том случае, если заинтересованные субъекты будут использовать инновационные методики: к таковым, например, относят BIM-моделирование. Анализируя зарубежный позитивный опыт такого моделирования, можно заключить, что существует два основных тренда «юридического включения» BIM: первый — если опытный город, где реализуется такая технология, реально и объективно показал улучшение качества жизни; второй — если внедрение технологии может прогнозируемо привести к благоприятным результатам.

Майский Указ Президента РФ 2018 г. закрепил положения об обязательности формирования комфортной городской среды во всех субъектах Федерации: предполагается, что при возведении объектов капитального строительства должна быть построена соответствующая инфраструктура (транспортная, социальная и т. д.).

Размещение всех вышеперечисленных зданий рекомендуется, основываясь на позитивном международном опыте, первоначально оценивать в системе BIM.

BIM-моделирование — это представление будущего здания и его конструктивных особенностей в специальной программной среде.

Исследователями BIM-моделирование рассматривается как «последний шаг» строительной эволюции, позволяющий качественно изменить работу строительных корпораций, сократив существенно время на разработку и принятие проекта, возможное внесение в него дополнительных необходимых корректив со стороны инженеров: детали структуры можно наблюдать на этапе проектирования с использованием 3D-моделей, также допускается сопоставление разных вариантов строительства1. При использовании VR-инструментов возможны учет активов, управление пространством будущего строительства, анализ архитектуры системы, а также моделирование аварийных ситуаций.

В контексте юридического компаративного подхода будут рассмотрены правовые и практические основы BIM-моделирования разных типов объектов в России и зарубежных странах.

Общие международные тренды

Обычно для применения такого рода моделирования в государстве должен быть опытный (пилотный) город или соответствующий общественный или властный инициатор. Именно на его базе производится первоначальная разработка и внедрение проекта, «обкатка» основных правовых требований к такому объекту. Если проект был успешен, то в дальнейшем нормы закрепляются на уровне закона или обычая (практики применения).

Пример

В этом плане известен опыт Шанхая, который стал первым китайским регионом, где осуществлена система BIM-проектирования. Наиболее важным объектом в этой категории считается 128-метровая башня. Как отмечают эксперты, чтобы объект выдерживал ветровые нагрузки, ее спроектировали асимметричной формы при профиле со скругленными углами2. Фасад сконструирован таким образом, что он пропускает естественный свет, а также используется как изоляционное покрытие для сокращения энергетических затрат. Хотя объект (судя по техническим данным) является сложным и многофакторным, сам процесс BIM-моделирования контролировался лишь тремя сотрудниками компании-разработчика. В результате строительство удалось завершить за 73 месяца (скорость возведения объекта на 30 % выше, чем при возведении аналогичных зданий с поверхностью 576 тыс. кв. м).

Для Цитирования:
Михаил Евгеньевич Чирков, BIM-моделирование транспортных путей и городских объектов в контексте формирования комфортной среды в России и в зарубежных странах (КНР). Сметно-договорная работа в строительстве. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: