Строительный сектор всегда считался (даже во времена серьезных экономических проблем) самым стабильным и динамично развивающимся, так как застройщики обладают известным пределом финансовой прочности.
Однако стабильность и накопленные деньги не всегда означают отсутствие проблем и критических вопросов: с 2000-хх гг. государство последовательно усложняет правоотношения внутри сферы строительства в целях противодействия возможным банкротствам, нарушениям условий ДДУ, мошенничеству и т. д. (см.: поручения Президента РФ от 5 сентября 2011 г. № ПР-26181, от 3 августа 2016 г. № ПР-1520, от 19 июля 2019 г. № ПР-12352).
Криминализация строительного сектора имеет ряд признаков и особенностей:
- во-первых, основным стимулом, способствующим «теневому» формату, становится общая непрозрачность работ застройщиков и отсутствие грамотно выстроенных правоотношений между органами публичной власти и строительными компаниями. Так, например, получение земельных участков для строительства в субъектах Федерации нередко идет вразрез с законом (отсутствуют / не принимаются во внимание необходимые для этого публичные слушания [2]);
- во-вторых, преступления, совершаемые в строительном секторе, имеют высокую долю латентности.
Хотя преступления и считаются крайне скрытыми от общества и государства, однако это не отменяет необходимости обнаруживать и расследовать наиболее вопиющие ситуации.
На данный момент времени расследованием такого рода преступлений занимается Следственный департамент МВД России: он осуществляет не только управленческо-методологическое обеспечение работ, но и производит на постоянной основе мониторинг результатов расследования уголовных дел о преступлениях в сфере строительства.
Как следует из информационных материалов данного органа власти, за первые шесть месяцев 2019 г. было совершено более 5200 преступлений, предварительно расследовано 2774 преступления, а в суд направлены 1934 уголовных дела. 41 036 граждан были признаны потерпевшими. Общий причиненный ущерб оценивается в 158 трлн рублей.